ВКЛАД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ВКЛАД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА

Педагогическая цель

Создать условия для формирования представления о вкладе отечественных ученых в развитие знаний об организме человека

Тип, вид урока

Решение частных задач

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать вклад отечественных ученых в развитие знаний об организме человека

Личностные

результаты

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; доброжелательное отношение к мнению другого человека; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Физиология, нейрохирургия, ЭКГ

Оборудование

Портреты советских и российских ученых

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль


осуществляемые

действия

формируемые

умения


I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный контроль

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль.

- Какие методы применяются для изучения организма человека? (Микроскопия, эндоскопия, антропометрический метод, визуальный осмотр.)

- Объясните более подробно, на чем основывается микроскопия. (С помощью светового микроскопа можно различить разные типы тканей и увидеть в клетке некоторые структуры. Для более детального изучения строения клетки и тканей используют электронный микроскоп. Сканирующий электронный микроскоп может создавать трехмерное изображение изучаемого объекта.)

- Какими методами определяют состав крови? (С помощью биохимического анализа.)

- Как врач может определить рост, вес, конституцию человека? С помощью какого метода? (С помощью визуального осмотра (соматоскопический метод).)

- В чем заключается заслуга Николая Ивановича Пирогова? (Он впервые применил эфир для наркоза, а йод и спирт - для предупреждения нагноения ран. Он начал использовать гипсовую повязку при переломах.)

- Каков вклад в науку И. М. Сеченова? (Он является создателем естественно-научного направления в физиологии и автором работы “Рефлексы головного мозга”.)

- Назовите фамилию ученого - автора трудов по физиологии пищеварения. (Иван Петрович Павлов.)

- В каком направлении работал И. И. Мечников? (Изучение иммунитета - борьбы организма с болезнетворными бактериями.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Устные ответы на вопросы учителя


II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Вводная беседа.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

- Мы уже многое узнали об ученых и их заслугах перед наукой. Но нам пока не известны фамилии других ученых, чьи работы также сыграли важную роль в развитии наук о человеке. Открытия и труды этих ученых помогли науке и медицине в более точном понимании строения и физиологии организма человека.

Вот сегодня и пришло время нам узнать эти фамилии. Ведь именно бальзамирование, благодаря которому тело человека можно длительное время сохранять, знание правильного расположения мышц и органов относительно костей организма - все это открыли наши ученые. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока

Слушают и понимают рассказ учителя

Устанавливают причинно-следственные связи

Вопросы учителя и устные ответы


III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний

Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя портреты ученых и учебник. Выступают учащиеся, подготовившие сообщения на тему “Заслуги отечественных ученых в изучении строения организма человека”. Они также могут использовать презентацию, которая будет сопровождать их рассказ. Учитель организует работу с таблицей.

ВКЛАД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем и одноклассниками; работают с материалами, учебника, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)


Ученый

Вклад




Контролирует заполнение таблицы во время рассказов обучающихся


IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Фронтальная работа

Обеспечивает положительную реакцию учеников на творчество одноклассников. Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о значительном вкладе отечественных ученых в развитие знаний об организме человека.

Организует коллективную проверку задания:

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Ученый

Вклад

Н. И. Пирогов

Создатель топографической анатомии

П. Ф. Лесгафт

Теоретическая анатомия, изучал взаимосвязь функций органов и их строения

Д. Н. Зернов

Исследовал органы чувств, борозды и извилины больших полушарий головного мозга

В. П. Воробьев

Разработал новые методы исследования нервной системы, работы сердца, желудка

В. Н. Тонков

Изучал иннервацию многих органов

В таблице могут быть фамилии и других ученых, в том числе уже изученных - Павлова, Сеченова, Мечникова

V. Рефлексия учебной деятельности

Закрепляющая беседа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие интересные факты об ученых вы сегодня узнали?

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Фронтальная работа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

Домашнее задание

Подготовиться к уроку по записям по тетради.

Дополнительно: подготовить сообщение по теме “Великие физиологи”

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение






Для любых предложений по сайту: [email protected]