ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
ВКЛАД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования представления о вкладе отечественных ученых в развитие знаний об организме человека |
Тип, вид урока |
Решение частных задач |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся будет знать вклад отечественных ученых в развитие знаний об организме человека |
Личностные результаты |
Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; доброжелательное отношение к мнению другого человека; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Физиология, нейрохирургия, ЭКГ |
Оборудование |
Портреты советских и российских ученых |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
||||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный контроль |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль. - Какие методы применяются для изучения организма человека? (Микроскопия, эндоскопия, антропометрический метод, визуальный осмотр.) - Объясните более подробно, на чем основывается микроскопия. (С помощью светового микроскопа можно различить разные типы тканей и увидеть в клетке некоторые структуры. Для более детального изучения строения клетки и тканей используют электронный микроскоп. Сканирующий электронный микроскоп может создавать трехмерное изображение изучаемого объекта.) - Какими методами определяют состав крови? (С помощью биохимического анализа.) - Как врач может определить рост, вес, конституцию человека? С помощью какого метода? (С помощью визуального осмотра (соматоскопический метод).) - В чем заключается заслуга Николая Ивановича Пирогова? (Он впервые применил эфир для наркоза, а йод и спирт - для предупреждения нагноения ран. Он начал использовать гипсовую повязку при переломах.) - Каков вклад в науку И. М. Сеченова? (Он является создателем естественно-научного направления в физиологии и автором работы “Рефлексы головного мозга”.) - Назовите фамилию ученого - автора трудов по физиологии пищеварения. (Иван Петрович Павлов.) - В каком направлении работал И. И. Мечников? (Изучение иммунитета - борьбы организма с болезнетворными бактериями.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Устные ответы на вопросы учителя |
|||
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности |
Вводная беседа. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. - Мы уже многое узнали об ученых и их заслугах перед наукой. Но нам пока не известны фамилии других ученых, чьи работы также сыграли важную роль в развитии наук о человеке. Открытия и труды этих ученых помогли науке и медицине в более точном понимании строения и физиологии организма человека. Вот сегодня и пришло время нам узнать эти фамилии. Ведь именно бальзамирование, благодаря которому тело человека можно длительное время сохранять, знание правильного расположения мышц и органов относительно костей организма - все это открыли наши ученые. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока |
Слушают и понимают рассказ учителя |
Устанавливают причинно-следственные связи |
Вопросы учителя и устные ответы |
|||
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний |
Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя портреты ученых и учебник. Выступают учащиеся, подготовившие сообщения на тему “Заслуги отечественных ученых в изучении строения организма человека”. Они также могут использовать презентацию, которая будет сопровождать их рассказ. Учитель организует работу с таблицей. ВКЛАД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем и одноклассниками; работают с материалами, учебника, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
|||
Ученый |
Вклад |
|||||||
Контролирует заполнение таблицы во время рассказов обучающихся |
||||||||
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Фронтальная работа |
Обеспечивает положительную реакцию учеников на творчество одноклассников. Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о значительном вкладе отечественных ученых в развитие знаний об организме человека. Организует коллективную проверку задания: |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
||||
Ученый |
Вклад |
|||||||
Н. И. Пирогов |
Создатель топографической анатомии |
|||||||
П. Ф. Лесгафт |
Теоретическая анатомия, изучал взаимосвязь функций органов и их строения |
|||||||
Д. Н. Зернов |
Исследовал органы чувств, борозды и извилины больших полушарий головного мозга |
|||||||
В. П. Воробьев |
Разработал новые методы исследования нервной системы, работы сердца, желудка |
|||||||
В. Н. Тонков |
Изучал иннервацию многих органов |
|||||||
В таблице могут быть фамилии и других ученых, в том числе уже изученных - Павлова, Сеченова, Мечникова |
||||||||
V. Рефлексия учебной деятельности |
Закрепляющая беседа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие интересные факты об ученых вы сегодня узнали? |
Отвечают на вопросы |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
|||
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Фронтальная работа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
|||
Домашнее задание |
Подготовиться к уроку по записям по тетради. Дополнительно: подготовить сообщение по теме “Великие физиологи” |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |