БИОЛОГИЯ 8 класс - разработки уроков
Строение головного мозга. Большие полушария головного мозга
Цель урока:
· Обуч. В ходе урока ознакомить учащихся с особенностями строения головного мозга, а так же больших полушарий головного мозга.
· Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.
· Воспит. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент. План урока.
Основная часть (новый материал).
Мозг развивается до 20 лет. Средняя масса головного мозга составляет 1300-1400 г. От постоянных интеллектуальных, учебных нагрузок нейроны растут, у них формируется большое количество отростков. В результате улучшаются память, внимание, мышление, мировоззрение, и другие процессы высшей нервной деятельности.
Головной мозг состоит из серого(снаружи) и белого(внутри) вещества. В белом веществе образуется проводящие пути, которые позволяют связывать головной и спинной мозг.
В головном мозге имеется вязкая жидкость, которая выводит продукты обмена и регулирует внутричерепное давление. По мере развития мозга развиваются три отдела: ствол мозга, мозжечок, и большие полушария.
Ствол мозга - к нему относится продолговатый мозг, варолиев мост, средний и промежуточный мозг.
Большие полушария - самый развитый отдел.
Мозг состоит из пяти отделов: большие полушария, продолговатый мозг, задний, средний, промежуточный.
Продолговатый мозг.
Продолжение спинного мозга. Белое вещество расположено снаружи, а серое внутри.
Длина продолговатого мозга 2,5-3 см. В сером веществе располагаются нервные центры дыхания, сердечной деятельности и пищеварения.
Рефлексы продолговатого мозга:
· Защитные (чихание, кашель, рвота, слезотечение).
· Пищевые (сосание, глотание, секреция пищеварительных желез).
· Сердечнососудистые (регуляция работы сердца и сосудов).
· Дыхательные (вдох и выдох).
Задний мозг.
Состоит из варлиева моста (между продолговатым и средним мозгом) и мозжечка.
Мозжечок. Над продолговатым мозгом и мостом и смещен в затылочную область. Он имеет кору, состоящую из серого вещества и много извилин. Отростки мозжечка соединяют со всеми отделами головного мозга. Мозжечок поддерживает тонус мышц, сохраняет равновесие тела, координирует движения.
Средним мозг.
Расположен между задним мозгом и промежуточным. Через средний мозг проходят восходящие и нисходящие проводящие пути. Регулирует тонус мышц.
Промежуточный мозг.
Лежит выше и впереди среднего мозга. Состоит из зрительного бугра и подбугорной области. Регулирует обмен веществ, сердечнососудистую деятельность, работу желез внутренней секреции, выделение и сон.
Передний мозг.
Впереди над промежуточным мозгом расположены большие полушария головного мозга. Кора состоит из серого вещества, а внутри расположено белое вещество. Поверхность содержит извилины, ограниченные бороздами. В каждом полушарии располагаются четыре доли: лобную, теменную, височную, затылочную.
Функции:
1. зрительная зона;
2. слуховая;
3. обонятельная;
4. вкусовая;
5. двигательная;
6. кожно-мышечная чувствительность;
7. регуляция работы всего организма.
Физминутка.
Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания) 5-7 мин.
Работа в группах.
1. продолговатый мозг.
2. задний мозг.
3. средний, промежуточный.
4. передний мозг.
5. гигиена нервной системы.
6. влияние алкоголя и курения на организм.
Работа в тетради.
1 вариант (1а, 1в, 1с) стр. 54.
2 вариант (2а, 2в, 2с).
3 вариант (3а, 3в, 3с).
1 вариант (а) стр. 57.
2 вариант (в).
3 вариант (с).
Работа по составлению таблицы на стр. 57.
Итоговый контроль, анализ урока.
Д/3 П. 15, 16, подготовиться к к\р. Повторить П. 13-16.