Биология 7 класс - Методическое пособие - 2017 год
Общая характеристика бактерий - Царство Бактерии - Многообразие живых организмов
Цели
• Продолжить знакомство с многообразием живого мира на основе изучения особенностей строения, жизнедеятельности, мест обитания и значения бактерий.
• Сформировать понятие о бактериях как представителях прокариот безъядерных организмов.
• Объяснить особенности питания и дыхания бактерий.
• Познакомить учащихся с размножением бактерий.
• Сформировать умения выполнять лабораторную работу.
Средства обучения: таблицы, фотографии, иллюстрирующие многообразие бактерий, строение и размножение бактериаль-
ной клетки; фотографии с изображением кокков, стрептококков, стафилококков, бацилл, вибрионов и др.; научно-популярная литература о бактериях и об ученых — исследователях царства Бактерии; оборудование для лабораторной работы “Бактерия сенная палочка”.
Опорные точки
• Бактерии — древнейшие организмы на Земле.
• Бактериальная клетка — представитель прокариотических организмов, имеющих специфическое строение.
• Разнообразие форм бактериальных клеток.
• Два способа питания бактерий.
• Процессы жизнедеятельности бактерий: дыхание, размножение.
• Выживание бактерий в неблагоприятных условиях.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Вводная беседа о появлении на Земле первых представителей жизни — бактерий.
2. Объяснение строения бактериальной клетки как представителя прокариотических организмов; характеристика разных форм бактерий.
3. Работа школьников с текстом учебника (ч. 1, с. 31 — 34) с целью изучения особенностей жизнедеятельности бактерий: питания, дыхания, роста и размножения.
4. Рассказ об особом состоянии бактериальных клеток, обеспечивающем выживание в условиях, невыносимых для всех других живых организмов.
5. Выполнение лабораторной работы (ч. 1, с. 106).
II. Вопросы и задания для закрепления изученного материала
1. Почему строение бактериальной клетки следует оценивать, как очень простое, то есть примитивное?
2. Сравните строение двух клеток — растительной и бактериальной, выявите различие, установите сходство. Могли ли растительные клетки произойти от бактериальных? Почему?
3. Что такое нуклеоид и каково его местоположение в клетках бактерий?
4. Какое общее название имеют бактерии, для питания которых необходим солнечный свет? Какова среда их обитания?
5. Какова интенсивность размножения бактерий? Какие причины могут погубить их и почему все же бактерии выживают в самых трудных условиях?
6. Используя рисунок 16 (ч. 1, с. 32), зарисуйте в тетради формы бактериальных клеток.
III. Домашнее задание
1. Изучите § 5.
2. Изучите информацию на с. 101 — 102 о гетеротрофных бактериях и составьте таблицу “Способы питания гетеротрофных бактерий” с колонками: “Сапрофиты”, “Симбиониты”, “Паразиты”.