Биология 7 класс - Методическое пособие - 2017 год
Значение растений в природе и жизни человека.Условия обитания растений - Царство Растения - Многообразие живых организмов
Цели
• Раскрыть ведущую роль зеленых растений в биосфере и их основополагающее значение для человека.
• Познакомить школьников с условиями, необходимыми для роста и развития растений.
Средства обучения: таблицы, схемы, иллюстрирующие многообразие растений; таблицы, фотографии с изображением условий обитания растений; комнатные растения с признаками хорошего или недостаточного развития; образцы почвы с остатками частей растений.
Опорные точки
• Ведущая роль зеленых растений в исторически прошлом и в современном состоянии биосферы.
• Необходимость растительного мира для жизни и труда людей.
• Значение растений для образования почвы.
• Понятие “среда обитания растений”.
• Вода и температура — необходимые факторы для жизнедеятельности растений.
• Свет — важнейший фактор среды обитания растений.
• Многообразие условий среды обитания, влияющих на рост, развитие и размножение растений.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Вводная беседа о значении растений для существования жизни на нашей планете, с опорой на знания школьников о взаимосвязи растений с жизнью всех обитателей Земли.
2. Конспектирование текста о группах растений, необходимых для питания человека (ч. 1, с. 62).
3. Рассказ о роли растений в образовании почвы и демонстрация образцов почвы с остатками частей растений.
4. Беседа о разных условиях (факторах) среды обитания растений с опорой на наблюдения школьников за расселением растений на определенных участках местности, в зависимости от освещенности, влажности и пр.
5. Обобщающая беседа о необходимости разных условий среды обитания для жизнедеятельности различных растений.
II. Вопросы и задания для закрепления изученного материала
1. Постарайтесь доказать, что растения имеют первостепенное значение для существования жизни на Земле.
2. Охарактеризуйте последствия для животного мира в том случае, если исчезнут растения.
3. Почему вода имеет первостепенное значение для жизни растительных организмов?
4. Перечислите растения, благодаря которым люди обеспечены продуктами питания. С какими из этих продуктов вы встречаетесь почти каждый день?
5. Каким образом связано наше дыхание с жизнедеятельностью растений?
6. Охарактеризуйте сущность понятия “фотопериодизм”.
III. Домашнее задание
1. Изучите § 13.
2. Ответьте на вопросы и выполните задания на с. 64 — 65.
3. 'Рассмотрите комнатные растения, найдите среди них светолюбивые и теневыносливые, охарактеризуйте особенности строения их листьев.