Клетка - СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЖИВОТНЫХ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Клетка - СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЖИВОТНЫХ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — работать с различными источниками информации; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы; составлять план параграфа; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, экологическое мышление; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: клеточная мембрана, цитоплазма, вакуоль, обмен веществ, ядро, хромосомы, органоиды, клеточный центр; сравнивать клетки животных и растений; называть клеточные структуры животной клетки; делать выводы о причинах сходства и различий животной и растительной клеток; устанавливать взаимосвязь строения животной клетки с типом питания; описывать единство живой природы на основе знаний о клеточном строении организмов; характеризовать клетку как открытую биологическую систему.

Оборудование: учебник, магнитная или интерактивная доска, плакаты и таблицы “Растительная клетка”, “Животная клетка”, принадлежности для рисования.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Учитель собирает рабочие тетради для проверки.)

III. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Сегодня мы рассмотрим строение животной клетки, а также проведем сравнительный анализ животной и растительной клеток. Напомню, что один из признаков живого — это клеточное строение. Животные клетки имеют свое специфическое строение, значит, отличие животных от остальных живых организмов начинается уже на клеточном уровне.

Большинство клеток животных очень маленькие, поэтому изучать их нужно при большом увеличении микроскопа. Формы клеток животных очень разнообразны: они бывают сильно вытянуты в длину или высоту, могут быть веретеновидными или бокаловидными. Размер и форма клеток зависят от того, какую функцию они выполняют в организме.

2. Строение животной клетки

Прошу открыть альбом и нарисовать большую — во весь лист — клетку. Я буду рассказывать о частях клетки, а вы будете их зарисовывать.

(Вариант первый. Учитель рисует на доске строение животной клетки или показывает части клетки на плакате (таблице), а ученики повторяют рисунок в тетради.

Вариант второй. Учитель рассказывает о строении клетки, а ученики изображают в тетради части клетки ассоциативными фигурами разных цветов по своему выбору и записывают основные функции.)

Каждая клетка снаружи покрыта тонкой и эластичной плазматической мембраной (плазмалеммой). Она отделяет содержимое клетки от внешней среды, а также имеет избирательную проницаемость — пропускает внутрь клетки одни вещества, а другие, наоборот, задерживает. Тем самым обеспечивается обмен веществ между клеткой и окружающей средой.

(Ученики рисуют мембрану простым карандашом и по линии мембраны пишут: “Мембрана отделяет, обмен веществ”.)

Под мембраной находится вязкое, полужидкое содержимое клетки — цитоплазма. В цитоплазме протекают все жизненные процессы клетки, в ней постоянно перемещаются различные вещества и компоненты клетки (органоиды), выполняющие разнообразные функции.

(Цитоплазму на рисунке можно немного закрасить, слегка нажимая на карандаш).

Периодически в цитоплазме образуются пузырьки, наполненные жидкостью, — вакуоли. Они играют важную роль в обмене веществ: в них накапливаются питательные вещества, с их помощью происходит удаление ненужных или вредных веществ из клетки. В отличие от клеток растений, где вакуоли занимали почти все пространство внутри клеточной стенки, в клетках животных вакуоли не достигают столь крупных размеров.

В цитоплазме хорошо заметно округлое образование — ядро. С помощью ядра регулируются все процессы, происходящие в клетке. Кроме того, ядро принимает самое активное участие в процессе деления клетки.

За обеспечение клетки энергией отвечают продолговатые органоиды — митохондрии. Они есть в клетках и растений, и животных, однако в клетках животных их гораздо больше. Во-первых, животным требуется значительно больше энергии, а во-вторых, в растительной клетке роль митохондрий могут выполнять хлоропласта.

Эндоплазматическая сеть служит для перемещения различных веществ по цитоплазме. Она состоит из полостей и канальцев, образованных мембраной, похожей по строению на плазматическую. По эндоплазматической сети вещества перемещаются значительно быстрее, чем по цитоплазме.

Рибосомы — мелкие органоиды, видные лишь в сильный микроскоп. Их очень много как в цитоплазме, так и на эндоплазматической сети. Рибосомы отвечают за сборку молекул белков — одних из наиболее важных органических соединений. Рибосомы есть абсолютно во всех живых клетках.

Аппарат (комплекс) Гольджи нужен для накопления и хранения разнообразных веществ. Он состоит из нескольких мембранных полостей, в которых накапливаются вещества, при необходимости от них отделяются пузырьки, содержащие те или иные вещества. Пузырьки направляются в цитоплазму для дальнейшего использования различных веществ. Кроме того, в аппарате Гольджи формируются лизосомы — небольшие, округлой формы органоиды с толстой оболочкой, наполненные пищеварительными соками. Лизосомы служат для клеточного пищеварения. В некоторых случаях оболочка лизосом может распадаться, в результате происходит самопереваривание клетки. Это встречается, например, у лягушек, когда у головастиков “пропадает” хвост. На самом деле в клетках хвоста, начиная с кончика, разрушаются лизосомы, и хвост “самопереваривается”.

Хлоропластов и других пластид в клетках животных нет. Это одно из основных отличий растительной и животной клеток. Животные питаются гетеротрофно, т. е. получают питательные вещества из внешней среды.

В клетках животных имеются органоиды, которых нет в растительных клетках, — центриоли — два взаимно перпендикулярных цилиндрических тельца. Они составляют клеточный центр, который играет важную роль в процессе деления клетки, обеспечивая равномерное распределение наследственного материала.

Это нужно для того, чтобы дочерняя клетка ничем не отличалась от материнской.

Помимо органоидов, в цитоплазме клетки имеются так называемые включения. Это могут быть капельки жира, кристаллы или зерна. В виде включений в клетке запасаются необходимые вещества.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

(Сидящие за одной партой ученики с помощью своих рисунков рассказывают друг другу о строении животной клетки. Учитель слушает беседу учеников, при необходимости поправляя и дополняя. Можно оценить несколько рассказов и выставить отметки.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 6, повторить основные термины.

2. Подготовить сообщение о строении клетки по рисунку и записям в тетради.

Дополнительный материал

А вы знаете, что...

Митохондрии были впервые “приручены” примитивными животными примерно 1.2 млрд лет назад, а сине-зеленые бактерии превратились в первые хлоропласты водорослей 900 млн лет назад.

Размеры одноклеточных животных колеблются в среднем от 5 до 150 мк. Наиболее мелкие среди них — внутриклеточные паразиты (например, жгутиконосцы), а самые крупные представители — колониальные радиолярии — могут достигать 25 см.

Больше всего воды содержат клетки арбуза и огурца (92,1 %), меньше всего — клетки арахиса (5,2%), зубной эмали (3%).

Ученые открыли около 118 химических элементов. 15 составе клетки обнаружено 80 химических элементов; по содержанию их разделяют на три группы: макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.

Число клеток в растении достигает астрономических величин (например, лист дерева насчитывает более 100 млн клеток). Человек состоит более чем из 100 трлн клеток.

На долю макроэлементов приходится 99% всей массы клетки. Микроэлементы (бор, кобальт, медь, молибден, цинк, ванадий, йод, бром и др.) составляют от 0.001% до 0,000001% массы клетки. На ультрамикроэлементы (уран, радий, золото, ртуть, бериллий, цезий и др.) приходится 0,000001% массы клетки.

Вода — уникальное вещество, составляющее до 99,7% массы живых организмов. Большинство реакций, протекающих в клетке, могут идти только в водном растворе. Роль воды в клетке определяется ее химическими и структурными свойствами: малыми размерами молекул, их полярностью и способностью соединяться друг с другом водородными связями. Молекулы воды проходят через мембрану клетки в 10 тыс. раз быстрее ионов калия и хлора.






Для любых предложений по сайту: [email protected]