ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год
Обобщение и систематизация знаний по теме Класс Птицы - КЛАСС ПТИЦЫ
Тип урока: урок развивающего контроля.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; точно и грамотно выражать свои мыс ли; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; р. — самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; находить и выделять необходимую информацию; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — устанавливать причинно-следственные связи; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии; осознавать истинные причины успехов и неудач в учебной деятельности; понимать необходимость повторения для закрепления знаний.
Планируемые результаты: объяснять значение изученных понятий; выявлять проблемные зоны в изученной теме и проектировать способы их восполнения; характеризовать органы и системы органов птиц; выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления; работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую.
Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, плакаты и таблицы по теме “Птицы”, опорные конспекты, тестовые задания.
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, напоминает о правилах поведения в кабинете биологии во время проведения контрольной работы.)
II. Работа по теме урока
1. Самостоятельная работа
(Учитель раздает листы с тестовыми заданиями.)
Вариант 1
1. Газообмен между развивающимся в яйце зародышем птицы и внешней средой происходит через:
1) белок 3) воздушную камеру
2) поры в скорлупе 4) желток
2. Категория птиц, птенцы которых могут питаться самостоятельно сразу после рождения:
1) выводковые 3) певчие
2) гнездовые 4) безгнездые
3. Органы, которых нет у птиц:
1) костные челюсти 3) барабанные перепонки
2) зубы 4) роговые щитки
4. Перья, обеспечивающие полет птице:
1) контурные 3) волосовидные
2) пуховые 4) рулевые
5. В мускульном желудке птицы находит(ят)ся:
1) вода 3) косточки
2) желудочный сок 4) камешки
6. Кровь, текущая по артериям большого круга кровообращения птиц:
1) венозная 3) смешанная
2) артериальная 4) несвертываемая
7. Для успешного образования пар у птиц важнейшее значение имеет:
1) температура окружающей среды
2) умение строить гнезда
3) токование и пение
4) умение добывать пищу
8. Количество отделов головного мозга у птиц:
1) 3 3) 5
2) 4 4) 6
9. Период между откладыванием первого яйца и вылупливанием последнего птенца:
1) гнездование 3) токование
2) насиживание 4) кладка
10. Оплодотворение у птиц:
1) и внешнее и внутреннее 3) внутреннее
2) внешнее 4) перекрестное
Вариант 2
1. Канатики, на которые желток подвешен в центре яйца:
1) волокна 3) халазы
2) яйцевые оболочки 4) тросики
2. Категория птиц, птенцы которых беспомощны сразу после рождения:
1) выводковые 3) гусеобразные
2) гнездовые 4) безгнездые
3. Показатель физиологической зрелости птицы:
1) потемнение клюва 3) пение
2) пышное оперение 4) умение добывать пишу
4. Не вьют гнезда:
1) кулики 3) овсянки
2) жаворонки 4) зяблики
5. Разновидность птиц, удаляющихся от района гнездования на 100 — 1000 км:
1) оседлые 3) перелетные
2) путешествующие 4) кочевые
6. Железы, которые есть у птиц:
1) потовые 3) сальные
2) копчиковые 4) у птиц нет желёз
7. Для птиц характерно(а):
1) оцепенение 3) линька
2) состояние анабиоза 4) регенерация
8. Сердце у птиц:
1) однокамерное 3) трехкамерное
2) двухкамерное 4) четырехкамерное
9. Часть дыхательной системы птиц, выполняющая роль голосового аппарата:
1) трахея
2) нижняя гортань
3) воздушные мешки
4) глотка
10. Птенец разламывает скорлупу с помощью:
1) вращательных движений
2) раскачивания внутри яйца
3) яйцевого зуба
4) когтей
(Учитель собирает листки с выполненными тестовыми заданиями.)
2. Работа в парах
(Учащиеся должны перечислить птиц родного края (минимум 3), определить, к какому типу они относятся. Можно использовать классификаторы животных и справочники.)
План
1. Название птиц, их систематическая принадлежность.
2. Тип развития (выводковые или гнездовые).
3. Тип по дальности перемещения в послегнездовое время (кочующие, оседлые, гнездовые).
4. Экологические группы (по типу питания, по местам обитания.)
(Данные могут быть внесены в таблицу.)
Название птицы |
Отряд, семейство |
По типу развития |
По дальности перемещения |
По типу питания |
По местам обитания |
Большая синица |
О: Воробьинообразные; с: Синицевые |
Гнездовые, или птенцовые |
Кочевые |
Насекомоядные |
Птицы леса |
Серый гусь |
О: Гусеобразные; с: Утиные |
Выводковые |
Перелетные |
Растительноядные |
Водоплавающие |
Сорока обыкновенная |
О: Воробьинообразные; с: Врановые |
Гнездовые, или птенцовые |
Оседлые |
Всеядные |
Птицы леса |
III. Рефлексивно-оценочный этап
(Учитель может предложить нескольким ученикам представить свои работы.)
Друзья, мы закончили изучение темы “Класс Птицы”. Надеюсь, что после знакомства с пернатыми вы будете наблюдать за их поведением в природе. Результаты наблюдений заносите в свои полевые дневники.