Значение и происхождение пресмыкающихся. Обобщение знаний по теме Класс Пресмыкающиеся - КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ ИЛИ РЕПТИЛИИ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Значение и происхождение пресмыкающихся. Обобщение знаний по теме Класс Пресмыкающиеся - КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ ИЛИ РЕПТИЛИИ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, элементы экологической культуры; уметь применять полученные знания в практической деятельности; осознавать необходимость охраны и сохранения рептилий.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: стегоцефалы, котилозавры, динозавры, звероподобные пресмыкающиеся; характеризовать роль рептилий в биоценозах, их значение в жизни человека; обосновывать необходимость охраны редких и исчезающих видов рептилий; аргументировать вывод о происхождении пресмыкающихся от земноводных; устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности рептилий со средой их обитания.

Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, иллюстрации и таблицы по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Фронтальный опрос “Змейка”. Время — 7 мин. Класс делится на команды по числу рядов. Каждый ряд получает листок с заданиями. Ученики по очереди выполняют по одному заданию.)

1. Жизнь современных пресмыкающихся связана:

1) только с водой

2) только с сушей

3) и с сушей, и с водой

2. По сравнению с земноводными пресмыкающиеся:

1) менее многочисленный и распространенный класс позвоночных

2) более многочисленный и распространенный класс позвоночных

3) в количестве видов и широте распространения особых различий нет

3. Кожа у пресмыкающихся:

1) имеет сальные железы

2) сухая (без желез)

3) имеет небольшое количество желез, выделяющих слизь

4. Панцирь черепах:

1) не сращен с позвоночником и ребрами

2) сращен с позвонками позвоночника, кроме шейных и хвостовых

3) сращен с позвонками позвоночника, кроме шейных и хвостовых, а также с ребрами

5. У змей веки:

1) срастаются, делаются прозрачными

2) срастаются, но далеко не у всех видов

3) срастаются у всех, но делаются прозрачными не у всех

6. Орган слуха у пресмыкающихся представлен:

1) внутренним ухом

2) внутренним и средним ухом

3) средним ухом

7. Шея у пресмыкающихся:

1) отсутствует

2) у одних видов отсутствует, у других имеется

3) имеется

8. Большие полушария переднего мозга у пресмыкающихся:

1) не имеют коры из серого вещества мозга

2) имеют хорошо развитую кору из серого вещества

3) имеют кору, но слабо развитую, не покрывающую всю поверхность больших полушарий

9. Сердце у пресмыкающихся:

1) только трехкамерное

2) только четырехкамерное

3) трехкамерное, у крокодилов четырехкамерное

10. Кровь у пресмыкающихся течет по организму:

1) по одному кругу кровообращения

2) по одному кругу кровообращения, за исключением крокодилов

3) у всех по двум кругам кровообращения

11. Температура тела у пресмыкающихся:

1) низкая, но постоянная

2) непостоянная

3) непостоянная, за исключением крокодилов

12. Пресмыкающиеся питаются:

1) одни беспозвоночными, другие позвоночными животными

2) различными животными, но имеются и растительноядные виды

3) только позвоночными животными, но имеются и растительноядные виды

13. Оплодотворение у пресмыкающихся:

1) наружное

2) внутреннее

3) как наружное, так и внутреннее

14. Развитие у пресмыкающихся:

1) прямое

2) непрямое

3) как прямое, так и непрямое

15. Зимой все пресмыкающиеся, обитающие в умеренных широтах:

1) впадают в оцепенение

2) впадают в оцепенение, за исключением каспийских черепах

3) впадают в оцепенение, за исключением серых варанов

16. Самое крупное пресмыкающееся:

1) нильский крокодил

2) серый варан

3) варан с о. Комодо

17. В отряд Чешуйчатые входят:

1) ящерицы и змеи

2) только змеи

3) ящерицы, змеи и хамелеоны

18. Веретеница и желтопузик — это:

1) безногие ящерицы

2) неядовитые змеи

3) ядовитые змеи

19). Ужи — это:

1) безногие ящерицы

2) змеи

3) особая группа пресмыкающихся

20. Змеи питаются крупной добычей, и при этом:

1) все они заглатывают ее целиком

2) только ядовитые змеи и удавы заглатывают добычу целиком

3) только мелкие змеи, питающиеся беспозвоночными животными, заглатывают добычу целиком

21. Язык змей — это:

1) орган осязания и вкуса

2) орган осязания, вкуса и обоняния

3) только орган осязания

22. У морских черепах ноги:

1) имеют между пальцами плавательные перепонки

2) превратились в ласты

3) обычного типа

23. У черепах на челюстях:

1) нет зубов

2) имеются мелкие зубы

3) имеются роговые чехлы (Работа в парах “сильный — слабый”.)

Соотнесите группу (подотряд) животных и ее представителей.

1

Ящерицы

А, Б, Е, 3, И, М

2

Змеи

В, Г, Д, Ж, К, Л, Н

A) агамы Е) веретеница Л) удав

Б) игуаны Ж) гадюка М) ядозуб

B) обыкновенный уж З) геккон Н) медянка

Г) кобра И) варан

Д) полоз К) эфа

III. Работа по теме урока

1. Значение пресмыкающихся

(Заслушивание сообщений о пресмыкающихся. Акцент на их значении для природы и человека. Формулирование выводов.)

Пресмыкающиеся:

1) регулируют численность насекомых, грызунов и наземных моллюсков;

2) являются важным звеном во многих пищевых цепочках;

3) яд змей — компонент лекарственных препаратов;

4) служат источником сырья и продуктов питания (мясо черепах, кожа крокодилов).

2. Древние пресмыкающиеся

Ученые разделили историю Земли на геологические эры. Эра, на которую пришелся расцвет пресмыкающихся, называется мезозойской и включает три периода: триасский, юрский и меловом Мезозойская эра длилась почти 160 млн лет — началась примерно 225 млн лет назад и окончилась 70 млн лет назад. В этот период пресмыкающиеся переживали свой золотой век. Некоторые виды вновь вернулись в воду и обрели сходство с акулами и дельфинами (ихтиозавр, мозазавр). Другие получили возможность летать (птеродактиль, рамфоринх, птеранодон), их крылья состояли не из перьев, а были образованы тонкой перепонкой, натянутой по переднему краю на чрезвычайно длинный безымянный палец (его длина была больше длины тела животного). Однако птицы произошли не от этой группы рептилий, а от тех, что ходили на двух ногах или прыгали, опираясь на хвост, подобно кенгуру. Например, так передвигались травоядный игуанодон и тираннозавр — один из самых крупных хищников, обитавших на Земле (до 15 м в длину и 9 м в высоту).

Термин “динозавр” было предложен палеонтологом Ричардом Оуэном, который решил выделить всех крупных пресмыкающихся, чье поведение и образ жизни сильно отличались от современных рептилий, в отдельную группу. Слово “динозавр” с греческого переводится как “ужасный ящер”.

Изучением ископаемых животных и воссозданием их облика занимается наука палеонтология. Изучая кости и окаменелости, ученые воссоздают внешний облик динозавра. По особенностям строения можно судить и об образе жизни животного, и о его поведении, питании. Находят даже окаменелые яйца динозавров, отпечатки следов ног и кожи, кости и зубы.

Современные пресмыкающиеся произошли от древних амфибий — стегоцефалов, а наиболее древними из пресмыкающихся считают котилозавров.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Мы закончили изучение темы “Пресмыкающиеся”. Полученные знания вы сможете закрепить с помощью домашнего задания.

Домашнее задание

1. Прочитать § 42, повторить основные термины.

2. Выполнить задания рубрики “Подведем итоги” на с. 193, 194 учебника.






Для любых предложений по сайту: [email protected]