ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год
Класс Брюхоногие моллюски - ТИП МОЛЛЮСКИ
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; использовать различные информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели; п. — работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; составлять план параграфа; работать с натуральными объектами; л. - формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, эстетическое восприятие объектов природы; уметь применять полученные знания в практической деятельности; осознавать необходимость бережного отношения к природе.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: терка, легкое, предсердие, желудочек, аорта, артерии, капилляры, вены, артериальная и венозная кровь; распознавать и сравнивать внешнее строение представителей класса на рисунках, фотографиях и среди натуральных объектов; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями внутренних органов брюхоногих моллюсков; характеризовать способы питания брюхоногих моллюсков; описывать роль брюхоногих моллюсков в экосистемах и в жизни человека.
Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, иллюстрации и таблицы “Брюхоногие моллюски”, раздаточный материал (список утверждений); материалы для изготовления гипсовых отпечатков (гипс, вода, раковины моллюсков, кисточки, растительное масло, вата, пластилин, чашечки для гипса).
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Проверка домашнего задания
(Ответы на вопросы, подготовленные учителем. Тексте утверждениями предоставляется в печатном виде каждому ученику. Можно подготовить слайд с утверждениями. Учащиеся по цепочке читают утверждения и определяют их правильность, отвечая “да” или “нет”. Неверные утверждения исправляют, объясняя ошибку.)
Карточка 1
1. Тело моллюсков мягкое и имеет мантию. (Да.)
2. Тело моллюсков поделено на сегменты. (Нет.)
3. Большая часть моллюсков обитает в пресных водах. (Нет. в соленых.)
4. Все моллюски имеют двустороннюю симметрию тела; (Нет, есть и асимметричные.)
5. Предками моллюсков были кольчатые и плоские черви. (Нет, только кольчатые.)
6. У активно плавающих моллюсков раковина отсутствует. (Да.)
7. Нога служит моллюску для ползанья, а у некоторых — для плавания. (Да.)
8. Вторичная полость у взрослых моллюсков сильно увеличена и служит для поддержания формы тела. (Нет, сильно уменьшена, форму тела поддерживает раковина.)
Карточка 2
1. Пищеварительная система моллюсков слепо замкнута. (Нет, имеет конвейерный тип.)
2. Все моллюски дышат жабрами. (Нет, наземные дышат легкими.)
3. У моллюсков есть сердце, окруженное околосердечной сумкой — остатками целома. (Да.)
4. У моллюсков хорошо развиты органы осязания, равновесия и химического чувства. (Да.)
5. К типу Моллюски принадлежит около 130 видов. (Нет, 130 тыс. видов.)
6. Нервная система моллюска состоит из головного мозга и нервов. (Нет, из нескольких пар нервных узлов, соединенных нервными стволами, нервов, отходящих к органам тела.)
7. У подвижных моллюсков лучше, чем у сидячих, развиты глаза. (Да.)
8. Выделительная система моллюсков представлена почками, мочевым пузырем и мочеиспускательным каналом. (Нет, только почками.)
Карточка 3
1. У моллюсков кровеносная система замкнутая. (Нет, кровь течет не только по сосудам, но и в полостях между органами.)
2. Среди моллюсков есть раздельнополые и гермафродиты. (Да.)
3. У всех моллюсков развитие имеет личиночную стадию. (Нет.)
4. Моллюски являются звеном питания в пищевых цепях. (Да.)
5. Моллюски могут повреждать деревянные части подводных построек. (Да.)
6. У моллюсков отсутствуют органы дыхания. (Нет, имеются, у большинства это жабры.)
7. Моллюски могут быть промежуточными хозяином червей паразитов. (Да.)
8. Туловище моллюсков окружено хитиновой оболочкой. (Нет, мантией.)
III. Работа по теме урока
1. Образ жизни и внешнее строение
Вы хорошо усвоили общую характеристику типа Моллюски. Начнем подробнее знакомиться с представителями этого типа. Сегодня мы послушаем сообщения об образе жизни и внешнем строении брюхоногих моллюсков.
(Заслушивание 2—3 сообщений о брюхоногих моллюсках. Учитель подводит итоги и просит учеников записать в тетрадь классификацию одного из брюхоногих.)
Примерное содержание сообщения
Для брюхоногих характерны все основные признаки типа моллюски, но есть и особенности. Практически все представители этого класса имеют цельную раковину, причем из-за того, что раковина закручена спирально, симметрия тела моллюсков нарушена.
Как правило, раковина брюхоногих закручена по часовой стрелке, т. е. вправо. Однако и среди животных встречаются левши. Некоторые ученые считают, что направление закрутки раковин улиток и других моллюсков связано с направлением течения вод в регионе. Имеются данные о том, что это — генетический признак, при этом правозакрученность доминирует над левозакрученностью.
Раковины у брюхоногих моллюсков различаются по форме и окраске. Форма может быть конической, округлой, спиральной или блюдцевидной.
(Демонстрация фотографий раковин или слайдов.)
Длина раковин — от 0,5 мм до 70 см. Внутри к раковине крепится мощный мускул, который при сокращении втягивает тело моллюска в раковину. Обычно моллюск может целиком спрятаться в раковине, кроме того, у многих на ноге имеется “крышечка”, которой они закрывают вход в раковину. У некоторых брюхоногих, например, слизней, раковина отсутствует.
У брюхоногих хорошо различимы отделы тела: голова, нога и туловище. Передвигаются они медленно. Так, максимальная скорость виноградной улитки — 7 см в минуту.
2. Внутреннее строение и размножение
(Первый вариант. Изучение нового материала — прием комментированного чтения.
Второй вариант. Рассказ учителя, сопровождаемый демонстрацией слайдов и плакатов. Ученики заполняют сравнительную таблицу (столбец “Класс Брюхоногие моллюски”).)
Особенности моллюсков
Характеристика |
Брюхоногие |
Двустворчатые |
Головоногие |
Представители |
Большой прудовик, катушка, слизень |
||
Местообитание |
Моря, пресные водоемы, суша |
||
Строение раковины |
Единая, закрученная. Некоторые виды раковины не имеют |
||
Отделы тела |
Голова, нога, туловище с мантией |
||
Органы пищеварения |
Глотка, терка, слюнные железы, пищевод, желудок |
||
Дыхание |
Жабры или легкое |
||
Кровеносная система |
Незамкнутая, сердце двухкамерное или трехкамерное |
||
Нервная система |
Разбросанно-узловая |
||
Половая система |
Раздельнополые, есть гемафродиты |
3. Творческая работа
Вспомните, в прошлом году мы с вами изготовили слепки растений и побывали в роли ученых-палеонтологов. Давайте продолжим наши научные изыскания. Мы изготовим отпечатки раковин моллюсков, используя гипс.
(Работа индивидуально или в парах.)
Возьмите, пожалуйста, любую раковину и очистите ее сухой кисточкой от пыли. Затем смочите комочек ваты растительным маслом и натрите раковину с выпуклой стороны. Возьмите кусочек пластилина и придайте ему форму тарелочки с толстым дном и вертикальными краями. Приложите выпуклую сторону раковины к пластилину и надавите так, чтобы раковина погрузилась в него.
(В это время учитель приготовляет раствор гипса и разливает по чашечкам учеников.)
Теперь удалите раковину из пластилиновой тарелочки и залейте ее раствором гипса. Гипс сохнет долго, поэтому ваши поделки будут готовы к следующему уроку.
IV. Рефлексивно-оценочный этап
Наш урок подошел к концу. Все полученные на уроке знания вы сможете закрепить с помощью домашнего задания.
Домашнее задание
1. Прочитать § 20, повторить основные термины.
2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.
3. Нарисовать в альбоме представителя класса Брюхоногие моллюски (на выбор), записать его классификацию.