ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год
Тип Плоские черви - ТИПЫ ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ, КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ, КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; п. — работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы; составлять план параграфа; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение; уметь применять полученные знания в практической деятельности; осознавать необходимость бережного отношения к природе.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: двусторонняя симметрия, мезодерма, мышцы (мускулатура); кожномускульный мешок; опорно — двигательная, пищеварительная, выделительная, половая системы; паренхима, глотка, кишечник, нервные стволы, органы чувств, семенники, семяпроводы, яичники, яйцеводы, описывать основные признаки типа Плоские черви; называть основных представителей класса Ресничные черви; устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов ресничных червей; приводить доказательства более сложной организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными.
Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, видеофильм “Ресничные черви”, иллюстрации и таблицы “Белая Планария, строение и жизнедеятельность”, инструктивные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Проверка домашнего задания
(Проверка знаний по теме “Кишечнополостные”.
Первый вариант. Ученики читают утверждения, представленные на интерактивной доске. Свое мнение они выражают с помощью жестов (большой палец поднят вверх — “верно”, опущен вниз — “неверно”).
Второй вариант. Ученики выполняют тестовые задания.)
Вариант 1
1. Большинство кишечнополостных обитает в морях и океанах. (Верно.)
2. Пресноводные гидры живут в реках с быстрым течением. (Неверно.)
3. Все морские кишечнополостные ведут малоподвижный, сидячий образ жизни. (Неверно.)
4. Гидры передвигаются при помощи подошвы и щупалец. (Верно.)
5. Кишечнополостные питаются как животной, так и растительной пищей. (Неверно.)
6. Тело гидры состоит из наружного и внутреннего слоев клеток, между которыми располагается неклеточный слой. (Верно.)
7. Все кишечнополостные животные имеют стрекательные клетки. (Верно.)
8. Стрекательные клетки по телу кишечнополостных расположены равномерно. (Неверно.)
9. Пищеварение у гидры происходит только в кишечной полости тела. (Неверно.)
10. Непереваренные остатки пищи удаляются у кишечнополостных через рот. (Верно.)
11. Сцифоидные медузы — однополые. (Неверно.)
12. Кишечнополостные дышат растворенным в воде кислородом, поглощая его поверхностью тела. (Верно.)
13. Медузы — раздельнополые животные. (Верно.)
14. Половые клетки гидры развиваются во внутреннем слое клеток. (Неверно.)
15. Гидры сохраняются зимой в состоянии многоклеточных зародышей, имеющих плотные оболочки. (Верно.)
Вариант 2
1. Наибольшее число видов кишечнополостных обитает в:
1) морях 3) реках и ручьях
2) прудах и озерах 4) тропических болотах
2. К типу Кишечнополостные относится:
1) пиявка 3) прудовик
2) актиния 4) инфузория
3. Кишечнополостные имеют тело, состоящее из:
1) одного слоя клеток и ограничиваемой ими полости
2) двух слоев клеток и ограничиваемой ими полости с одним отверстием
3) двух слоев клеток и ограничиваемой ими полости с двумя отверстиями
4) трех слоев клеток и полости с одним отверстием
4. К колониальным формам кишечнополостных относятся:
1) актинии
2) медузы-крестовички
3) полипы
4) почкующиеся пресноводные гидры
5. Пресноводные гидры питаются:
1) мелкими водорослями
2) гниющими растительными останками
3) различными водными жуками
4) дафниями, циклопами и развивающимися в воде личинками насекомых
6. Переваривание пищи у кишечнополостных происходит:
1) во всех клетках тела
2) во всех клетках внутреннего слоя тела
3) только в кишечной полости при действии на нее соков, выделяемых железистыми клетками
4) в кишечной полости и в пищеварительных вакуолях пищеварительно-мускульных клеток
7. Дыхание у кишечнополостных происходит через:
1) всю поверхность тела
2) промежуточные клетки наружного слоя
3) ротовое отверстие и клетки внутреннего слоя
4) наружный и внутренний слои клеток
III. Работа по теме урока
1. Общая характеристика плоских червей
В толковом словаре С. И. Ожегова эти существа описываются как “бескостные ползающие животные с вытянутым телом”. О каких животных идет речь?
(Учащиеся высказывают свои предположения).
Правы были те, кто предположил, что это — черви. Сегодня мы начнем изучать плоских червей. Но вначале познакомимся с систематическим положением червей в классификации животного мира.
(Учитель демонстрирует таблицу. Ученики фиксируют ее в тетради.)
Царство |
Животные |
||
Подцарство |
Многоклеточные |
||
Тип |
Плоские черви (13 тыс. видов) |
Круглые черви (10 тыс. видов) |
Кольчатые черви (9 тыс. видов) |
Представители |
Планарии, сосальщики, ленточные черви |
Нематоды, аскариды, острицы |
Дождевые черви, нереиды, пиявки |
Важная особенность всех типов червей — появление третьего слоя клеток — мезодермы, которая располагается между экто- и энтодермой. Поэтому червей называют трехслойными животными, в отличие от кишечнополостных, которые относятся к двухслойным.
(Учитель напоминает, что определения рассматриваемых на уроке новых биологических понятий необходимо записать в словарь терминов.)
Плоские черви в основном ведут подвижный образ жизни. Несмотря на отсутствие четко оформленной головы, передний и задний конец тела хорошо различимы.
(Демонстрация плаката с изображением плоских червей.)
Головной конец появился у животных в связи с активным передвижением. На нем расположены органы чувств и приспособления для захвата пищи.
Характерные признаки червей отражены в их названиях: у всех плоских червей сильно уплощенное тело; представители класса Ресничные черви имеют реснички, покрывающие тело, класса Сосальщики — присоски (их другое название — трематоды, что по-гречески означает “имеющие присоски”), класса Ленточные черви — лентовидное тело.
Самые примитивные черви относятся к классу Ресничные черви. По многим особенностям строения и физиологии они близки к кишечнополостным. А кольчатые черви, напротив, близки к членистоногим (т. е. к насекомым, ракообразным, паукообразным).
2. Характеристика класса Ресничные черви
(Учащиеся делятся на девять мини — групп. Каждая группа должна представить краткое сообщение по одной из предложенных ниже тем. Помимо дополнительного материала группы работают с текстом учебника. На подготовку отводится 5 — 10 мин, на выступления — по 3 мин.)
Дополнительный материал для работы в группах
1. Место обитание и внешнее строение плоских червей
В пруду со стоячей водой, заросшей тростником и покрытой широкими листьями водных лилий, можно найти маленького плоского червя — планарию. Выставив вперед похожие на уши боковые лопасти, планария плавно скользит по дну, прижавшись брюшком к его поверхности. Эти удивительно плавные движения обусловлены тем, что кожный покров нежного тельца планарии (в длину оно достигает 15 — 26 мм) покрыт ресничками. Они-то и сообщают телу животного этот плавный ход.
Покровы тела ресничных червей окрашены в различные цвета — зеленый, желтый, розовый, светло— и темно — коричневый, почти черный, красный, фиолетовый, синевато — серый и др. Живут они в различных средах. Известны морские ресничные черви, пресноводные и почвенные.
2. Симметрия тела
Через тело планарии можно провести одну воображаемую ось, которая будет делить его на две зеркально отражающие друг друга части. У животных с двусторонней симметрией различают передний и задний концы тела, спинную и брюшную стороны, а также бока. Подобная симметрия присуща всем активно передвигающимся животным. Она позволяет им двигаться прямолинейно, сохраняя равновесие, с одинаковой легкостью поворачиваться вправо и влево.
На переднем (поступательном) конце тела двустороннне — симметричных животных расположены рот, органы защиты и нападения, органы чувств.
3. Приспособления к неблагоприятным условиям
Одна из любопытных черт ресничных червей — оригинальная реакция на наступление неблагоприятных условий (повышение температуры воды, недостаток кислорода и т. п.). В подобных случаях планарии способны распадаться на куски и регенерировать при наступлении благоприятных условий в целых животных с полной и типичной организацией. Этот процесс известен под названием самокалечения, или автотомии. Многие формы даже в обычных условиях способны делиться на части, что
можно рассматривать как особую форму размножения — фрагментацию. Опыты показали, что у планарии даже 1/279 часть тела сохраняет способность к восстановлению полной организации со всеми присущими планариям органами.
4. Опорно — двигательная система
Под внешними покровами у планарий располагается несколько слоев мышц. Вместе с покровами они образуют кожно-мускульный мешок, который сохраняет форму тела и участвует в движении животного. Кроме того, тело планарий покрыто многочисленными ресничками, которые, как и реснички инфузорий, двигаются слаженно и согласованно. Благодаря этому планария перемещается “скользящим” способом. Пространство под кожно-мускульным мешком заполнено рыхлой соединительной тканью — паренхимой. В паренхиме расположены внутренние органы животного.
5. Пищеварительная система
У плоских червей отсутствуют кровеносная и дыхательная системы. Кислород поглощается всей поверхностью тела, а питательные вещества распределяются по телу животного через паренхиму.
У планарий имеется рот, глотка и кишечник, причем рот и глотка образованы эктодермой, а кишечник — энтодермой. Рот и глотка служат для захвата добычи, а кишечник — для пищеварения. Ресничные черви — хищники. Они нападают на мелких беспозвоночных животных, личинок, рачков и червей и высасывают их или глотают целиком.
6. Нервная система
У Плоских червей, в отличие от кишечнополостных, нервные клетки не расположены в виде сети по всему телу, а собраны в нервные узлы и нервные стволы. Два крупных нервных узла располагаются в головной части, и от них отходят два нервных ствола, соединенные многочисленными перемычками. Общий план строения нервной системы напоминает лестницу, поэтому нервную систему плоских червей называют “лестничной”.
7. Органы чувств
Ресничным червям присущи развитые органы обоняния (химические органы) и органы восприятия света (фоторецепторы). Химические органы представлены обонятельными ямками по бокам головы, а фоторецепторы — глазками, расположенными на переднем крае тела. У поверхности тела имеются клетки, воспринимающие раздражение, которые передают нервный импульс мышцам, заставляя их сокращаться. На переднем конце тела расположены также орган равновесия и два коротких щупальца, служащие органами осязания.
Органы чувств помогают вовремя заметить других животных — и врагов, и добычу — и оперативно среагировать на тех и других. У ресничных червей имеется особый орган равновесия, который позволяет животному ориентироваться в пространстве. Если перевернуть ресничного червя, он тотчас постарается развернуться брюшной стороной вниз.
8. Выделительная система
У планарии выделительная система представлена длинными трубочками, пронизывающими все ее тело. Трубочки собираются в два продольных канала, идущие по бокам тела. На одном конце трубочки, расположенном в паренхиме, находятся ресничные клетки, направляющие вредные вещества в просвет трубочки. Другим концом трубочки открываются во внешнюю среду, на спинной стороне тела.
9. Размножение и развитие
Планарии способны размножаться как бесполым, так и половым путем. При бесполом размножении планария делится надвое, из каждой половинки вырастает новая особь. Для полового размножения в теле планарии имеются мужские и женские половые органы — семенники и яичники, т. е. эти существа являются гермафродитами. И яичники, и семенники имеют выводные каналы (семяпроводы и яйцеводы). Созревшие сперматозоиды движутся по семяпроводам к особой полости, называемой совокупительной сумкой.
Оплодотворение внутреннее. Две особи соприкасаются брюшными сторонами и обмениваются сперматозоидами, которые затем достигают яйцеклеток и сливаются с ними. Оплодотворенные яйцеклетки движутся, но яйцеводам, по мере движения накапливают питательные вещества и покрываются плотными оболочками, т. е. превращаются в яйца. Яйца выводятся наружу, и через несколько недель из них появляются маленькие планарии.
IV. Рефлексивно-оценочный этап
(Учитель отмечает группу, представившую наиболее верную характеристику, и вместе с учащимися формулирует выводы по теме.)
Признаки свободноживущих червей:
1) водная, наземная и почвенная среды обитания;
2) двусторонняя симметрия тела;
3) наличие органов движения;
4) наличие органов чувств;
5) разнообразие форм и окрасок тела.
Домашнее задание
1. Прочитать § 14, повторить основные термины.
2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.