БИОЛОГИЯ 7 класс - разработки уроков
Подцарство многоклеточных животных
Цель урока:
· Обуч. В ходе урока ознакомить учащихся с особенностями строения и питания многоклеточных организмов на примере медуз, коралловых полипов, актиний, кораллов и т.д.
· Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.
· Воспит. Воспитывать бережное отношение к природе, как целостному организму всего живого.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент. План урока.
Методы контроля знаний.
Проверить знания полученные при изучении темы одноклеточные организмы.
1 часть - проверка письменной работы.
2 часть - устные ответы:
1. Почему беспозвоночных называют простейшими?
2. Расскажите о строении амебы.
3. Расскажите о строении инфузории-туфельки.
4. Расскажите о строении эвглены зеленой.
5. Особенности строения Бодо.
6. Особенности размножения Бодо.
Основная часть.
Многоклеточные организмы.
Тела этих организмов состоит из множества клеток. К подцарству многоклеточных относят беспозвоночные и позвоночные.
Тип кишечнополостных.
Двухслойные организмы с полостью тела.
Эктодерма - наружный слой клеток (покровная и двигательная функция).
Энтодерма - внутренний слой(переваривания пищи).
У кишечнополостных первые появляются примитивные ткани, тело кишечнополостных имеет лучевую симметрию. Тело имеет вид мешочка, непереваренные остатки выбрасываются через рот. Рот окружен щупальцами. У всех кишечнополостных имеются стребкательные клетки, есть примитивная нервная система, которые соприкасаются и образуют вид сеточки. Живут свободно или прикрепляясь к подводным предметам.
Неподвижные кишечнополостные представлены коралловыми полипами, а свободноплавающие - медузами. Имеют вид зонтика, по краям которого располагаются щупальца, а посередине находится рот. Плавает выпуклой стороной тела вперед. Размножаются как половым, так и бесполым путем. Половые органы располагаются как на внешней, так и на внутренней стороне тела, но редко встречается и обоеполые (гермафродиты).
Актинии. Из яйцеклетки развивается зародыш, он выходит наружу и дальнейшее развитие происходит вне организма. Многие кишечнополостные обладают процессом регенерации (клетки находятся в наружном слое клеток - промежуточные) При повреждении происходит усиленный рост клеток, и это приводит к восстановлению утраченных частей тела. Актинии живут, неподвижно прикрепляясь к подводным предметам при этом питаясь мальками рыб и мелкими организмами.
Кораллы. Отдельные особи живут поодиночке, а путем почкования образуют целые колонии. В своей нижней части колония становится безжизненной, а сверху продолжают расти и почковаться молодые кораллы.
Ушастая медуза. Имеет форму чаши, свободно плавает в воде. Рот состоит из четырех углов, где находится по одному щупальцу. Рот – глотка – желудок - пищеварительные канальца. Это раздельнополый вид. Оплодотворение яйцеклетки происходит в воде, личинка развивается и называется планула. Она покрытая ресничками, свободно плавает, а затем прикрепляясь начинает бесполое размножение.
Физминутка.
Текущий контроль, закрепление материала.
Пищеварительная система |
Полость тела |
Рот |
Желудок |
Бесполое размножение |
Половое размножение |
Наличие промеж. клеток |
Живут колонией |
Раздельнополые |
|
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
2 |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
6 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
1 - медузы
2 - коралловые полипы
3 - актинии
4 - кораллы
5 - ушастая медуза
6 - гидра
Работа с переменой мест.
Итоговый контроль.
Анализ урока.
Д\3 П. 43.