Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год
Условия прорастания семян - ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные, игровые.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; составлять план параграфа; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; стремиться к получению новых знаний и навыков.
Планируемые результаты: объяснять значение понятия всхожесть; характеризовать роль воды и воздуха в прорастании семян; объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян и зависимость прорастания семян от температурных условий; прогнозировать сроки посева семян отдельных культур.
Оборудование и материалы: учебник, проектор, экран.
Общие рекомендации. Перед уроком (на перемене) учитель проверяет выполнение заданий творческих групп.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
Начнем урок с проверки домашнего задания, а новый материал сегодня нам будут объяснять ваши одноклассники, которые подготовили отчеты о проделанной работе.
II. Проверка домашнего задания
(Опрос по опорным понятиям. Учитель раздает тетради с проверенными лабораторной и практической работами, комментирует выставленные оценки.)
III. Работа по теме урока
— Послушайте отрывок из сказки Андерсена. Обратите внимание, что будущее горошин, которые развивались в одном стручке, зависело от условий, в которые попали семена.
(Если есть возможность, то можно показать одноименный мультфильм.)
Отрывок из сказки Х.К. Андерсена “Пятеро из одного стручка”
Крак! — стручок лопнул, и все пять горошин выкатились на яркое солнце. Они лежали на детской ладони; маленький мальчик разглядывал их и говорил, что они как раз пригодятся ему для стрельбы из бузинной трубочки. И вот одна горошина уже очутилась в трубочке, мальчик дунул, и она вылетела.
— Лечу, лечу, куда хочу! Лови, кто может! — закричала она, и след ее простыл.
— А я полечу прямо на солнце; вот настоящий-то стручок! Как раз по мне! — сказала другая. Простыл и ее след.
— А мы куда придем, гам и заснем! — сказали две следующие...
— Будь что будет! — сказала последняя, взлетела кверху, попала на старую деревянную крышу и закатилась в щель как раз под окошком чердачной каморки.
В щели был мох и рыхлая земля, мох укрыл горошину; так она и осталась там, скрытая, но не забытая господом богом.
— Будь что будет! — говорила она.
А в каморке жила бедная женщина. Она ходила на поденную работу: чистила печи, пилила дрова, словом, исполняла всякую тяжелую работу... Дома оставалась у нее единственная дочка, подросток. Она была такая худенькая, тщедушная; целый год уж лежала в постели: не жила и не умирала...
Дело было весною, рано утром, перед самым уходом матери на работу. Солнышко светило через маленькое окошечко прямо на пол, и больная девочка посмотрела в оконце.
— Что это там зеленеет за окном? Так и колышется от ветра!
Мать подошла к окну и приотворила его.
— Ишь ты! — сказала она. — Да это горошинка пустила ростки! И как она попала сюда в щель? Ну, вот у тебя теперь будет свой садик!
Придвинув кроватку поближе к окну, чтобы девочка могла полюбоваться зеленым ростком, мать ушла на работу.
— Мама, я думаю, что поправлюсь! — сказала девочка вечером. — Солнышко сегодня так пригрело меня. Горошинка, видишь, как славно растет на солнышке? Я тоже поправлюсь, начну вставать и выйду на солнышко.
— Дай-то бог! — сказала мать, но не верила, что это сбудется.
Однако она подперла зеленый росток, подбодривший девочку, небольшою палочкой, чтобы он не сломался от ветра; потом взяла тоненькую веревочку и один конец ее прикрепила к крыше, а другой привязала к верхнему краю оконной рамы. За эту веревочку побеги горошины могли цепляться, когда станут подрастать. Так и вышло; побеги заметно росли и ползли вверх по веревочке...
Ну, а другие-то горошины? Та, что летела, куда хотела, — лови, дескать, кто может, — попала в водосточный желоб, а оттуда в голубиный зоб и лежала там, как Иона во чреве кита. Две ленивицы ушли не дальше — их тоже проглотили голуби, значит, и они принесли немалую пользу. А четвертая, что собиралась залететь на солнце, упала в канаву и пролежала несколько недель в затхлой воде, пока не разбухла.
— Как я славно раздобрела! — говорила горошина. — Право, я скоро лопну, а уж большего, я думаю, не сумела достичь ни одна горошина. Я самая замечательная из всех пяти!
Вопросы к тексту
— Одинаковые ли судьбы сложились у горошин?
— Чем они отличаются?
— Какие условия прорастания семян представлены в сказке?
— Принимает ли человек участие в судьбах семян растений?
(Ответы учеников.)
1. Значение воды и воздуха для прорастания семян
— Внимательно слушайте наших экспериментаторов и фиксируйте результаты опыта в тетради.
Отчет первой группы
Мы провели опыт, показывающий значение воды и воздуха для прорастания семян.
Ход опыта
1. В три широкие пробирки положили семена гороха.
2. Семена в одной из пробирок оставили сухими (есть воздух, но нет влаги), в другую пробирку налили немного воды так, чтобы она частично покрывала семена (есть воздух и влага), третью заполнили водой до краев (достаточно влаги, но нет воздуха).
3. Прикрыли пробирки стеклом и поставили в теплое место.
4. Через 3—4 дня оценили результат. Сухие семена не проросли (остались без изменения); в пробирке, заполненной водой, они набухли, но не проросли; частично залитые водой семена набухли и проросли.
Вывод. Семенам для прорастания необходимы вода и воздух. Чрезмерное увлажнение губительно для семян, ведь вода вытесняет воздух, семена не могут дышать и могут сгнить.
(Учитель помогает комментировать результаты опыта.)
Зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества. Проникая в семя, вода растворяет питательные вещества, находящиеся в эндосперме и семядолях, и они становятся доступны для зародыша. Если попробовать на вкус сухую и проросшую зерновку пшеницы, то можно заметить, что сухая зерновка окажется крахмалистой, а пророщенная — сладкой. Под воздействием воды нерастворимые питательные вещества семени (крахмал) перешли в растворимые (сахар).
Отчет второй группы
Мы провели опыт, доказывающий, что прорастающие семена активно дышат.
Ход опыта
1. В одну стеклянную банку положили проросшие семена, другую оставили пустой.
2. Обе банки плотно закрыли крышками и поставили в темное теплое место.
3. Через сутки оценили результат. Сначала открыли пустую банку и опустили туда зажженную свечу — свеча продолжала гореть. Открыли банку с проросшими семенами и опустили туда горящую свечу — свеча потухла.
(Необходимо напомнить, что кислород поддерживает горение, а углекислый газ нет, а также обратить внимание учащихся на то, что дышат не только прорастающие семена, просто в состоянии покоя дыхание у них менее выражено.)
Вывод. В пустой банке состав воздуха практически не изменился, там содержится достаточно кислорода, необходимого для процесса горения. В банке с проросшими семенами свеча не горит, так как прорастающие семена израсходовали весь содержащийся в воздухе кислород на дыхание, выделив при этом углекислый газ.
2. Температурные условия
Кроме воды и воздуха, прорастающим семенам нужна определенная температура. Так, пшеница и рожь способны прорастать при температуре +1...+3 °С, поэтому эти растения высеивают ранней весной после таяния снега, морковь и кукуруза — при +7...+9 °С. Такие растения называют холодостойкими. Для большинства растений средней полосы оптимальной для прорастания является температура + 10...+15 °С. Семенам некоторых растений для прорастания требуется температура не ниже +20...+25 °С. Такие растения называют теплолюбивыми.
Отчет третьей группы
Мы провели опыт, доказывающий необходимость определенной температуры для прорастания семян.
Ход опыта
1. В две пробирки положили семена гороха и налили небольшое количество воды (так, чтобы она слегка прикрывала семена, но оставляла доступ воздуху).
2. Поставили одну пробирку в темное теплое (+18...+20 °С) место, а другую — в холодильник.
3. Через 5 дней оценили результат. Семена, которые находились в тепле, проросли, а те, которые мы поместили в холодильник, — нет.
Вывод. Для прорастания семян необходима определенная температура.
(Учитель помогает комментировать результаты опыта.)
Семенам некоторых растений требуются особые условия для прорастания. Зародыши семян многих растений средней полосы (например, некоторых сортов ячменя и пшеницы) способны прорасти только после воздействия на них низких температур. Эта особенность защищает растения умеренного климата от прорастания осенью, ведь иначе растение погибнет зимой. Семена черники, брусники, земляники, рябины лучше прорастают, проходя через пищеварительную систему птиц или животных. Под воздействием желудочного сока семенная кожура становится более тонкой и способна пропускать влагу внутрь семени.
Плоды растений, семена которых распространяются подобным образом, должны быть привлекательны на вкус для животных. В Северной Америке существуют целые сообщества растений, которые прорастают только после воздействия на них высоких температур. На этих территориях довольно часто случаются пожары, вследствие чего семенная кожура распадается. Во время пожара также освобождается жизненное пространство, которое могут занять молодые растения.
3. Значение света
— Работая с п. 4 § 6, определите значение света для прорастания семян.
(Проверка выполнения задания.)
4. Сроки посева семян
Зная, что именно нужно для прорастания семян тех или иных растений, человек создает необходимые условия для получения большего урожая. На какую глубину необходимо погружать семена в почву? Если их поместить неглубоко, они высохнут, а если слишком заглубить, то у них не хватит сил для того, чтобы пробить толстый слой почвы.
Вспомните, как разбухает гречневая крупа или рис, когда вы их варите. Перед приготовлением рекомендуется замачивать и горох, и фасоль, и чечевицу. Но большинство из этих семян никогда не прорастут, даже если вы их посадите в почву. Для того, чтобы семя проросло, зародыш внутри семени должен быть живым. Погибнуть зародыш может от перегрева, переохлаждения, механической обработки, деятельности насекомых, а также от длительного хранения.
Способность семян к прорастанию называется всхожестью. Семена с погибшим зародышем теряют всхожесть. Всхожесть семян можно вычислить. Для этого берут 100 семян (например, гороха) и помещают их в условия, благоприятные для прорастания. Через 10 дней подсчитывают количество проросших семян. Получившееся число выражают в процентах от общего числа семян, т. е. определяют показатель всхожести семян.
Отчет четвертой группы
Мы провели опыт, показывающий силу, с которой набухающие семена раздвигают частички почвы при прорастании.
Ход опыта
1. Положили семена гороха в банку и налили небольшое количество воды (так, чтобы она не прикрывала семена).
2. Сверху на семена положили пластмассовый круг, а на него поставили небольшую гирю (груз). Отметили маркером с наружной стороны стекла уровень (высоту), на котором располагается пластмассовый круг.
3. Поставили банку в теплое место.
4. Через 5 дней оценили результат. Семена набухли и стали занимать больший объем, подняв пластмассовый круг вместе с гирей.
Вывод. Сила набухания семян такова, что они поднимают пластиковый круг вместе со стоящей на нем гирей, в несколько раз превосходящей их по массе.
Различают два типа прорастания семян. В первом случае (фасоль, тыква, огурец, клен, свекла) семядоли выносятся на поверхность почвы — надземное прорастание. Во втором случае (горох, чина, дуб, каштан) семядоли остаются в почве — подземное прорастание.
IV. Рефлексивно-оценочный этап
Давайте поблагодарим наших экспериментаторов за интересный рассказ. С их помощью мы выяснили, что для успешного развития семян необходимы четыре основных условия: вода, влажность, определенная температура и живой зародыш семени.
Домашнее задание
Прочитать § 6, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.
Дополнительный материал
Весной после лесного пожара пережившие его деревья покрываются молодой листвой, а из выжженной земли прорастают тысячи молодых побегов. На протяжении веков оставалось величайшей загадкой то, как семена, долгое время дремавшие в почве, узнавали о том, что пришло время пробиться через пепел, чтобы возродить сгоревший лес.
Это очень важный, фундаментальный процесс обновления экосистемы. Исследователи утверждают, что обнаружили молекулярный “будильник” для сожженного леса. Они считают, что умирающее растение отправляет некое химическое послание для следующего поколения, сообщая дремлющим семенам, что настало время вырасти.
Парковые службы США активно пресекали лесные пожары, пока не поняли, что такой подход привел практически к истощению почвы зрелых лесов из-за уменьшения содержания в ней важных минералов и химических веществ. Ученые обнаружили, что сгорание во время лесного пожара деревьев и кустарников приводит к образованию особых химических веществ, известных как каррикины. Эти вещества остаются в почве после пожара и обеспечивают будущее восстановление леса.