Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год
Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме - ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение, экологическую культуру.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: природное сообщество (биогеоценоз), экологическая система (экосистема), биотоп, круговорот веществ и поток энергии', устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества; оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах; выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края; характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества.
Оборудование и материалы: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, таблицы “Природное сообщество”, “Растения елового леса”, “Растения соснового леса”, “Растения широколиственного леса”, “Растения луга”, “Растения болота”, “Ярусность в растительном сообществе”, гербарии растений, характерных для различных растительных сообществ.
Общие рекомендации. Изучаемые на уроке термины целесообразно записать на доске (представить на интерактивной доске). Задания для проведения самостоятельной работы предоставляются каждому ученику в печатном виде. Таблицы “Растительные сообщества” и “Экосистемы” выводится на экран.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Проверка домашнего задания
(Комментированный разбор домашнего задания.)
III. Работа по теме урока
1. Понятие о природном сообществе
В прошлом году мы познакомились с некоторыми природными сообществами. Мы узнали, что в природе представители различных царств взаимодействуют друг с другом.
— А как вы думаете, могут ли растения, обитающие на одной территории, оказывать влияние друг на друга? (Да, могут.)
— Какое влияние могут оказывать друг на друга растения? (Ответы учеников.)
Большие деревья в лесу создают тень, соответственно, под ними не могут расти светолюбивые травы и кустарники. Корневые системы различных растений переплетаются между собой под землей.
Такие группы взаимосвязанных между собой растений, произрастающих на одной территории и оказывающих влияние друг на друга и на среду своего обитания, называют растительными сообществами, или фитоценозами.
(Учитель напоминает, что определения рассматриваемых на уроке новых биологических понятий необходимо записать в словарь терминов.)
— Попробуйте самостоятельно привести пример растительного сообщества. (Лес, болото, луг и т. д.)
Действительно, и лес, и болото, и луг являются растительными сообществами. Но если посмотреть внимательнее, леса, болота и луга могут быть совершенно разными.
— Какие типы лесов встречаются на территории нашей страны? (Хвойные (сосновые и еловые), смешанные и широколиственные.)
И для каждого из этих лесов характерен свой тип растительности. Кроме основных видов растительности (видов-эдифика
торов), в сообществе обитают и сопутствующие виды. Например, в ельнике, помимо елей, растут черника, брусника, кислица обыкновенная, майник двулистный, могут встречаться зеленые мхи, а на стволах и ветках деревьев — различные лишайники.
— Изучите и прокомментируйте таблицу.
(Ученики могут добавить свои примеры растений или сообществ.)
Растительные сообщества
Название |
Виды-эдификаторы |
Сопутствующие виды растений |
Еловый лес |
Ель обыкновенная или европейская, иногда пихта или сосна |
Черника, брусника, кислица обыкновенная, седмичник европейский, майник двулистный, грушанка круглолистная, плаун булавовидный и др. |
Сосновый лес |
Сосна обыкновенная, иногда лиственница европейская |
Черника, брусника, прострел поникший, толокнянка обыкновенная, вереск обыкновенный, кошачья лапка двудомная, ястребинка волосистая и др. |
Широколиственный лес |
Дуб черешчатый, липа мелколистная, клен остролистный, ясень обыкновенный |
Крушина ломкая, бересклет бородавчатый, жимолость лесная, сныть обыкновенная, ландыш майский, зеленчук желтый, копытень европейский, медуница неясная и др. |
Луг |
Злаки и бобовые (костер безостый, пырей ползучий, тимофеевка луговая, клевер луговой) |
Клевер ползучий, клевер гибридный, горошек мышиный, люцерна серповидная, чина луговая, донник белый, донник лекарственный, нивяник, горец змеиный, лютик едкий, тысячелистник обыкновенный, василек луговой |
Низовое болото |
Осоки (пузырчатая, дернистая и др.), рогоз широколистный, тростник обыкновенный, таволга вязолистная |
Сабельник болотный, гравилат речной, сусак зонтичный |
Верховое болото |
Сфагновые мхи (сфагнум магелланский, сфагнум дубравный, сфагнум оттопыренный), зеленый мох кукушкин лен |
Сосна обыкновенная (угнетенная), пушица влагалищная, росянка круглолистная, морошка, осоки, клюква мелкоплодная, голубика, багульник болотный, подбел обыкновенный, мирт болотный и др. |
Обычно сообществам дают более подробные характеристики по преобладающим видам растительности. Например, если в лиственном лесу на фоне многочисленных берез появляются молодые елочки, то такой фитоценоз называют березняком с подростом ели.
Помимо растений на определенной территории обитают и различные виды животных.
— Как вы думаете, связаны ли эти животные с растительностью природного сообщества?
Для различных растительных сообществ характерны определенные виды животных. Например, большинство птиц живут в лесу. Пчел, бабочек и других насекомых-опылителей чаще всего можно встретить на лугу, а не на болоте.
Вся совокупность растений и животных, обитающих на конкретной территории, является целостным сообществом, которое называют биогеоценозом.
Биогеоценоз (от греч. биос — “жизнь”, гео — “земля” и койнос — “общий”) — совокупность всех живых организмов (растения, животные, грибы, лишайники, микроорганизмы), населяющих определенный участок и взаимосвязанных между собой.
2. Структура природного сообщества
Устойчивое объединение сообществ живых организмов, среды и системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними, называют экосистемой.
Все обитатели природного сообщества выполняют определенные функции в природе. Автотрофы производят органические вещества из неорганических, запасая энергию. Это в основном зеленые растения. Гетеротрофы получает энергию из готовых органических веществ. Это животные, растения- паразиты, грибы и большинство микроорганизмов. Сапрофиты (грибы и бактерии) возвращают неорганические вещества в окружающую природу и могут быть использованы вновь автотрофами. В результате такого взаимодействия возникает круговорот веществ и поток энергии между организмами и абиотической средой. Благодаря влиянию всех компонентов на биосистему внутри нее создается неповторимая внутренняя среда обитания, называемая биотопом.
В процессе хозяйственной деятельности человек уничтожает одни растительные сообщества и создает другие. Соответственно экосистемы могут быть как природными, так и искусственными - созданными человеком.
Экосистемы
Природные |
Искусственные |
||
Наземные |
Водные |
Наземные |
Водные |
Лесные, болотные, луговые, степные, пустынные и т. д. |
Речные, озерные, морские, океанические |
Агрофитоценозы — поля, сеяные луга, сады, огороды, и т. д.; урбоценозы — города, села, а также парки и скверы |
Аквакультуры — пресноводные пруды, водохранилища; мари культуры — морские плантации водорослей, моллюсков, ракообразных, рыб и иглокожих |
В искусственных экосистемах обычно значительно меньше видов, чем в природных, они менее устойчивы к внешнему воздействию и могут существовать в том виде, в котором были созданы, только с помощью человека. Если человек перестает ухаживать за созданным им сообществом (например, полем или огородом), на его месте начинает развиваться естественная растительность. Так, брошенные поля постепенно зарастают дикорастущими травами, полностью вытесняющими культурные растения.
IV. Рефлексивно-оценочный этап
(Самостоятельная работа в тетради или (по усмотрению учителя) биологические задачи решаются в ходе групповой работы.)
Карточка 1
— Природные растительные сообщества нашей страны очень разнообразны — от тундры на Крайнем Севере до степей и полупустынь у южных границ. В чем причина этого разнообразия?
— Среди растений, встречающихся в ельниках, немало таких, которые имеют белые цветки (например, кислица, грушанка, майник и др.). С чем связана такая окраска цветков?
Карточка 2
— Многие люди думают, что если срывать цветки у дикорастущих растений достаточно аккуратно, не повреждая при этом само растение, то вреда ему не будет. Но даже самый аккуратный сбор имеет пагубные последствия. Какие?
— В лесном массиве произрастало много папоротников, но после вырубки леса через некоторое время исчезли и папоротники. Как это можно объяснить?
Карточка 3
— Некоторые древесные растения, обитающие в лесной зоне средней полосы, достигают в высоту 30—40 м и выше.
А на торфяных болотах виды этих же растений низкорослы. Почему?
— Хорошо известно, что в березовой роще часто между лиственными деревьями можно встретить молодые ели. Пройдет несколько десятков лет — и их станет больше, в конце концов они полностью вытеснят березу. Почему это происходит?
Карточка 4
— В воздухе хвойного леса в 2 раза меньше бактерий, чем в лиственном, а в эвкалиптовом лесу их еще меньше, чем в хвойном. Как можно объяснить разное содержание бактерий в различных растительных сообществах?
— В 1 кг свежих листьев разных растений содержится различное количество хлорофилла. У подорожника — 1,8 г, у аспидистры — 4 г. Определите, какое из этих растений светолюбивое, а какое теневыносливое.
Карточка 5
— Почему в лесу всегда есть мертвые деревья?
— Флора пресных водоемов в районах с засушливым и влажным климатом мало отличается. Многие водные растения — рдесты, валлиснерия, элодея — имеют очень широкое распространение: от самых северных районов страны до крайнего юга — и не связаны с природными зонами. Как это можно объяснить?
Домашнее задание
1. Прочитать § 30, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.
2. Приготовить полевой дневник для урока-экскурсии.