Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год
Семейства класса Однодольные - МНОГООБРАЗИЕ И РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение, экологическую культуру; уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознавать необходимость бережного отношения к природе.
Планируемые результаты: выделять признаки класса Однодольные; описывать характерные черты семейств класса Однодольные; применять приемы работы с определителем растений; приводить примеры охраняемых видов; характеризовать значение злаков для живых организмов.
Оборудование и материны: таблицы “Семейство лилейные”, “Семейство луковые”, “Семейство мятликовные”, гербарии растений семейств класса Однодольные, модели цветков тюльпана и пшеницы, коллекции и муляжи плодов, высушенные соцветия лука, луковицы лука, чеснока, тюльпанов, лилий, высушенные колоски пшеницы, ржи, метелки овса, сухие букеты из дикорастущих злаков, веточка или часть стебля бамбука (можно в виде готового изделия: указки, удочки, подставки для карандашей и т. д.), школьный определитель высших растений; определительные карточки по семействам класса Однодольные, гербарные листы (без подписи), лупа (на каждую парту).
Общие рекомендации. Проверку наличия рисунков (схем) в альбомах можно поручить трем ученикам. Учитель проверяет их рисунки на перемене. Инструктивную карту для проведения практической работы можно представить на интерактивной доске.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Проверка домашнего задания
(Проверка и комментирование рисунков. Фронтальный опрос.)
— Какие семейства относятся к классу Двудольные? (Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные.)
— По каким признакам растения объединяют в одно семейство? (Строение цветка, плода.)
— Какой признак является наиболее характерным для бобовых? (Плод боб.)
— Какой признак является наиболее характерным для сложноцветных? (Соцветие корзинка.)
— В чем состоит основное отличие в строении плодов боб и стручок? (Количество створок, место прикрепления семян.)
— Какие ядовитые растения семейства Пасленовые вы знаете? (Белена, дурман и многие другие в определенное время жизни и стадии зрелости.)
— Какие лекарственные растения семейства Розоцветные вам известны? (Малина, рябина, черемуха, кровохлебка лекарственная и др.)
— К каким семействам относится наибольшее число растений-медоносов? (Розоцветные и Сложноцветные.)
III. Работа по теме урока
1. Общая характеристика
Сегодня мы познакомимся с семействами класса Однодольные и выполним практическую работу по определению растений.
У вас на столе три гербарных листа — по числу семейств однодольных растений, которые мы изучим на этом уроке.
— Какие общие признаки имеют растения одного семейства? (Сходство в строении цветков, плодов, листьев, корневых систем.)
Напомню, что описание различных семейств рекомендуется проводить по плану, который вы записали в тетрадь на прошлом уроке.
2. Семейство Лилейные
Возьмите, пожалуйста, растение... (учитель называет растение семейства Лилейные).
Это растение относится к семейству Лилейные. В данном семействе около 1,3 тыс. видов, принадлежащих к 45 родам.
Распространены лилейные по всему земному шару, но в основном произрастают в областях умеренного климата Северного полушария.
Большинство представителей семейства — многолетние травянистые луковичные растения.
Характерная особенность лилейных — крупные одиночные или собранные в небольшие кисти цветки с ярко окрашенным околоцветником.
Формула цветка растений семейства Лилейные:
Ок (6) Т6 П1.
Плод лилейных — коробочка.
Среди растений данного семейства наиболее известны тюльпаны, лилии, рябчики, гусиный лук, пролески и гиацинты. Среди лилейных много садовых (пролеска сибирская, кандык сибирский, некоторые виды тюльпанов) и декоративных (лилии, тюльпаны, гиацинты) растений.
Большинство растений семейства Лилейные хорошие медоносы.
Многие лилейные занесены в Красную книгу и нуждаются в строгой охране. Редкими и особо охраняемыми растениями являются рябчик русский, рябчик желтый, лилия даурская, тюльпан дубравный, тюльпан Кауфмана, тюльпан Шренка, пролеска сибирская (сцилла). Ландыш майский - ценное лекарственное растение. В медицине применяют цветы, листья и корневища ландыша. Купена лекарственная (душистая) является одновременно и лекарственным, и ядовитым растением. В медицине применяют и сок алоэ древовидного (столетника).
Драконово дерево — древесное растение высотой до 18 м и диаметром ствола до 4 м. Отдельные экземпляры этого вида достигают возраста 3000—4000 лет.
3. Семейство Луковые
Возьмите, пожалуйста, растение ... (учитель называет растение семейства Луковые).
Это растение относится к семейству Луковые. В данном семействе около 650 видов, принадлежащих к 30 родам.
Луковые распространены на всех континентах, кроме Австралии. Большинство представителей данного семейства — много
летние травы с луковицами, клубнелуковицами и корневищами. Мелкие луковички могут развиваться на корневище пучками (шнитт-лук, лук победный).
Цветки у луковичных мелкие, чаще всего собраны в соцветие шаровидный зонтик.
Формула цветка растений семейства Луковые:
Ок (6) Т6 П1.
Плод луковичных — треугольная коробочка. Семена мелкие (около 3 мм). Помимо семенного размножения, для луковых характерно и вегетативное.
— Что такое вегетативное размножение? (Размножение при помощи вегетативных органов.)
Среди способов вегетативного размножения наиболее часто встречается разведение луковицами-детками, делением корневищ, выводковыми почками.
Характерный признак луковых — млечный сок, содержащийся во всех органах растения. Концентрация эфирных масел может достигать 0,05%.
Стебли обычно трубчатые. Листья плоские (черемша, лук медвежий, лук победный), лентовидные (лук-порей, чеснок, лук гигантский) или трубчатые (репчатый лук, лук алтайский).
Растения данного семейства широко используют в качестве пищевых продуктов (содержат витамины В, С, фитонциды), а также применяют в медицине (например, морской лук).
4. Семейство Злаки
Возьмите, пожалуйста, растение ... (учитель называет растение семейства Злаки).
Это растение относится к семейству Злаки, или Мятликовые. В данном семействе около 10 тыс. видов, принадлежащих к 650 родам. На территории России произрастает около 1000 видов злаковых.
Наиболее часто мятликовые встречаются в естественных растительных сообществах лесостепей, степей и лугов. Среди растений этого семейства есть виды-космополиты, распространенные на всех материках. Обычно злаки — травянистые одно-, двух- и многолетние растения, но существуют кустарниковые формы и даже одревесневающие (бамбук).
Цветки у злаковых мелкие, невзрачные, обоеполые, реже — раздельнополые (кукуруза). У подавляющего большинства видов околоцветник редуцирован. Цветки у злаковых состоят из двух сросшихся цветковых чешуй, двух (реже — трех) бесцветных цветковых пленок, трех тычинок (иногда тычинок может быть одна-
две или шесть) и одного пестика с двумя длинными мохнатыми рыльцами.
Формула цветка растений семейства Злаки:
Ок (2) + 2 Т3П1.
Цветки злаков собраны в соцветия метелку (овес, просо, рис) или сложный колос (рожь, пшеница, ячмень), реже - султан (тимофеевка) или початок (женские цветки кукурузы).
Большинство растений семейства являются перекрестноопыляемыми. Опыление чаще всего происходит при помощи ветра.
— Какие приспособления для опыления ветром присутствуют у растений данного семейства? (Мелкие невзрачные цветки, большое количество легкой пыльцы, крупные пушистые рыльца пестиков, способные улавливать пыльцу.)
— Как вы думаете, связан ли способ опыления с местообитанием этих растений?
(Ответы учеников.)
Злаки — любители открытых пространств (степи, луга), где ветра сильнее, чем в низовой части леса. Кроме того, злаковые произрастают большими скоплениями, поэтому вероятность переноса пыльцы на рыльца пестиков с помощью ветра очень велика. Для некоторых представителей данного семейства (пшеница, ячмень, овес) характерно самоопыление.
Плод злаков — зерновка.
Пленчатый околоплодник срастается с кожурой семени, а иногда и с цветковыми чешуями (овес, просо, рис). Распространяются семена за счет колебания стебля или переносятся различными животными, преимущественно грызунами.
Характерными признаками семейства являются особенности строения вегетативных органов. Стебель злаков обычно цилиндрической формы, полый в междоузлиях (бамбук, мятлик, пшеница и т. д.). В узлах всегда находится перегородка. Такой тип стебля называется соломиной. Но у некоторых видов междоузлия заполнены особой тканью (сахарный тростник, рис, маис).
Рост междоузлий осуществляется за счет расположенных при их основании клеток, способных к делению. Такой тип роста называют вставочным.
Листья у злаковых простые, линейные, цельнокрайние, с параллельным жилкованием. Листорасположение очередное. На каждом из узлов размещается один влагалищный лист, плотно прилегающий к стеблю. У некоторых видов листья дифференцированы на листовую пластинку и черешок. Ветвление злаков происходит только в зоне кущения. Новые побеги отходят от под земных корневищ.
Велико хозяйственное значение злаков. К данному семейству принадлежат практически все хлебные растения.
Различные виды ковылей являются основными в растительном покрове степей. Многие из них — ценные кормовые растения (ковыль Лессинга), а некоторые могут вызывать серьезные ранения и даже падеж скота (ковыль волосатик, или тырса), портить шерсть животных.
Наиболее распространенными дикорастущими растениями семейства Злаки являются тимофеевка луговая, лисохвост луговой, луговник дернистый (щучка дернистая), ежа сборная, мятлик луговой, овсяница луговая, костер безостый, куриное просо, щетинник зеленый. Практически все они выращиваются как ценные кормовые растения.
Родственником овса является сорняк овсюг, который не только засоряет зерно, но и иссушает почву. Пырей ползучий — трудноистребимый сорняк, но его корни используют в медицине.
IV. Рефлексивно-оценочный этап
— Работая в парах с определительными карточками, распознайте растения на гербарных листах.
П.Р. № 10 “Распознавание растений семейств класса Однодольные”
Ход работы
1. Рассмотрите гербарий растения.
2. Определите окраску венчика, тип плода, форму листовой пластинки.
3. Следуя инструкции, по определительной карточке выясните, что это за растение.
4. С помощью школьного определителя установите, к какому классу, отделу, семейству относится данное растение.
5. Представьте полную систематическую характеристику данного растения.
Дополнительный материал
Определительная карточка 1 (семейства Лилейные и Луковые)
1. Цветки одиночные или расположены по два-три —> 2.
0. Цветки образуют соцветие —” 3.
2. На стебле один крупный цветок. (Тюльпан.)
0. Цветки расположены в пазухах листьев одиночно или по два-три. (Купена лекарственная.)
3. Соцветие кисть, на стебле два листа —> 4.
0. Соцветие иного строения —” 6.
4. Цветки белые —> 5.
0. Цветки голубые, листья узкие. (Пролеска двулистная.)
5. Околоцветник сростнолепестный, колокольчатый. Листья широкие, охватывающие друг друга основаниями. (Ландыш майский.)
0. Околоцветник раздельнолепестный, состоящий из четырех долей. Цветки мелкие. На стебле расположены два сердцевидных листа. (Майник двулистный.)
6. Соцветие шаровидный зонтик. Цветки белые или желтоватые. (Лук репчатый.)
0. Соцветие метелка. Стебли облиственные. Листья к верхушке стебля становятся меньше и уже. (Чемерица даурская.)
Определительная карточка 2 (семейство Злаки)
1. Соцветие колос или цилиндрической формы султан —> 2.
0. Соцветие метелка —”7.
2. Соцветие сложный колос (состоит из небольших колосков) —” 3.
0. Соцветие султан —> 6.
3. Колос редкий, хорошо виден стержень колоса, не закрытый колосками —” 4.
0. Колос плотный. Стержень колоса прикрыт колосками -> 5.
4. Каждый колосок на стержне расположен над нижележащим колоском и имеет небольшую ость. Листовые пластинки снизу блестящие. (Плевел клиновидный.)
0. Каждый колосок на стержне расположен на уровне середины нижележащего колоска. Листовые пластинки сверху покрыты волосками. Корневище длинное, ползучее. (Пырей ползучий.)
5. Наружные чешуи колосков узкие, по краю зубчатые, заканчиваются остью. (Рожь посевная.)
0. Наружные чешуи колосков широкие, без зубцов. (Пшеницамягкая.)
6. Соцветие плотный султан с короткими шипиками. (Тимофеевка луговая.)
0. Соцветие рыхлый султан с длинными щетинками. (Щетинник сизый.)
7. Соцветие небольшая мягкая метелка. Стебли при основании лежачие. Высота растения 20—30 см. (Мятлик однолетний.)
0. Соцветие крупная метелка. Наружная чешуя прикрывает весь цветок. Стебель до 1 м в высоту. (Овес посевной.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 26, выполнить задания в конце параграфа.
2. Нарисовать в альбоме различных представителей семейств класса Однодольные, подписать их названия. Использовать все систематические таксоны в правильной последовательности: царство (Растения), отдел (Покрытосеменные), класс (Однодольные), семейство, род, вид.
3. Заполнить таблицу “Сравнительная характеристика семейств класса Однодольные”.
Жизненные формы |
Формула цветка |
Соцветие и плод |
Особенности строения вегетативных органов |
Представители |
Значение |