Обобщение и систематизация изученного материала (главы 1,2) - ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ

Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год

Обобщение и систематизация изученного материала (главы 1,2) - ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ

Тип урока: урок развивающего контроля.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; точно и грамотно выражать свои мысли; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; р. — самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; находить и выделять необходимую информацию; осуществлять рефлексию своей деятельности; п.— устанавливать причинно-следственные связи; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, осознавать истинные причины успехов и неудач в учебной деятельности; понимать необходимость повторения для закрепления знаний.

Планируемые результаты: объяснять значение изученных понятий; выявлять проблемные зоны в изученных темах и проектировать способы их восполнения; характеризовать изученные органы растений; выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления.

Оборудование и материалы: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, плакаты “Строение растительной клетки”, “Виды растительных тканей”, “Генеративные органы растения”, “Строение корня” и т. д.

Общие рекомендации. Важно, чтобы ученики, назначенные для подготовки проверочной работы, проявили свои творческие способности.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Работа по теме урока

Сегодня мы с вами поработаем творчески, повторим изученные темы, решим несколько биологических задач.

1. Растительная клетка

(Задания выполняются с помощью соответствующих плакатов и слайдов.)

1. Назовите части микроскопа, имя его изобретателя, правила работы с этим увеличительным прибором.

2. Определите названия частей растительной клетки и укажите, какие функции они выполняют.

Биологические задачи

1) При рассмотрении растительной клетки под микроскопом хорошо заметна плотная целлюлозная оболочка, которая покрывает живое содержимое клетки.

— Каким образом вода и растворенные в ней вещества проникают через оболочку внутрь растительной клетки? (Через поры.)

2) Если рассмотреть под микроскопом лист водного растения элодеи, то можно увидеть движение цитоплазмы в ее клетках, хотя цитоплазма совершенно прозрачна.

— Благодаря чему видно движение цитоплазмы? (Вместе с прозрачной цитоплазмой движутся зеленые пластиды.)

3) В зимнее время на нашем столе можно встретить мороженые фрукты. При оттаивании они выделяют сладковатый сок. Однако хорошо известно, что свежие яблоки такой сок не образуют.

— Как можно объяснить это явление? (При замораживании и последующем размораживании разрушаются клеточные структуры растительной клетки — вакуоли, содержащие растительный сок. Он и выделяется после размораживания.)

4) Клубни сырого картофеля твердые. Но при варке картофель становится рассыпчатым.

— С чем это связано? (При варке разрушается межклеточное вещество.)

Моделирование

— Сконструируйте растительную клетку.

(Необходимо из предложенных частей растительной и животной клеток выбрать только части растительной клетки и правильно их расположить.)

2. Растительные ткани

1. Назовите название растительных тканей по рисункам.

2. Соотнесите ткань и ее функцию.

1

Образовательная

А, В

2

Проводящая

Д,Е

3

Основная

Б, Г

A) рост растения в высоту

Б) запас воды

B) восстановление в месте повреждения растений

Г) накопление органических веществ

Д) поступление воды и минеральных солей в растение из почвы

Е) транспорт органических веществ из листа в другие органы растения

3. Вставьте пропущенные слова.

Ткань — это группа клеток, сходных по_________ (строению) и выполняющих___________________________ (одинаковую функцию). Кожица чешуи лука — пример______________ (покровной) ткани. Внутренний “скелет” растения представлен_ (механической) тканью. Образовательная ткань состоит из__________ (молодых) клеток с тонкой оболочкой. Сосуды древесины — это_ (проводящая) ткань.

Блиц-опрос

— Какая ткань обеспечивает питание растений на свету? (Основная ткань, содержащая хлорофилл.)

— В каких органах расположена эта ткань? (Во всех зеленых частях растения.)

— Клетки какой ткани могут накапливать питательные вещества в растении? (Основной запасающей ткани.)

— В каких органах растения находится эта ткань? (В стеблях, плодах.)

— Какие вещества в ней откладываются? (Органические вещества — жиры, белки, углеводы.)

— С клетками какой ткани связана способность растений к заживлению ран? (Образовательной ткани.)

— Клетки какой ткани придают прочность всему растению либо отдельным его частям? (Механической.)

— В каких органах находится эта ткань? (В стебле, листе, корне.)

— Как называются ее клетки? (Волокна.)

— С клетками какой ткани связано передвижение веществ по растению? (Проводящей ткани. По сосудам проводится вода с минеральными солями, по ситовидным трубкам луба — вода с органическими веществами.)

— Какие растительные ткани состоят только из живых клеток, а какие представлены отмершими клетками? (Мертвые клетки образуют сосуды проводящей ткани, фрагменты механической и покровной — пробку. Все остальные ткани состоят из живых клеток.)

3. Генеративные органы растения — цветок, плод, семя

1. Объясните смысл пословиц: “От плохого семени не жди доброго племени”, “Кто срезал цветок, тот срезал и семя”.

2. Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

— Некоторые (почти все) ветроопыляемые растения цветут весной до распускания листьев.

— Обычно ветроопыляемые растения имеют крупные {маленькие, незаметные) цветки с ярким ароматом {без запаха).

— Соцветия имеют только {не только) ветроопыляемые растения.

— Нектар у ветроопыляемых растений выделяется в утренние и вечерние часы {вообще не выделяется).

3. Соотнесите название растения и способ распространения его плодов.

1

С помощью животных

А, Б, В, Г, Е

2

С помощью ветра

Д, Ж

A) барбарис Д) тополь

Б) рябина Е) репейник

B) рожь Ж) одуванчик

Г) дуб

Биологические задачи

1) Давно замечено, что среди растений средней полосы крупные и яркие цветы имеют в основном травы и кустарники, но не деревья.

— Почему у большинства деревьев, обитающих в средней полосе, цветки некрупные и неяркие? (Деревья меньше нуждаются в таком признаке, как величина и яркость цветков, так как из-за достаточной высоты они могут опыляться при помощи ветра. Травянистые и кустарниковые растения зависят от насекомых-опылителей, поэтому у них яркие цветки.)

2) Ученые давно обратили внимание на такую закономерность: весной зацветают растения с фиолетовыми и синими цветами, а летом — с белыми и желтыми.

— Как это объяснить? (Синие и фиолетовые цветки в еще безлиственном лесу более заметны для насекомых-опылителей. Венчик цветка такой окраски воспринимает весной больше тепла. Желто-белая окраска цветков летом предохраняет их от перегрева, цветки хорошо видны опылителям на фоне зеленых растений.)

3) В истории освоения новых земель европейцами хорошо известен следующий исторический факт. Вскоре после открытия Новой Зеландии и Австралии туда прибыли первые переселенцы из Европы. Они посеяли клевер, который раньше там не произрастал. Клевер прекрасно рос, но семян не давал и не размножался. Каждый раз для посева приходилось привозить семена из Европы.

— Почему клевер не мог размножаться? (Не было опылителей — шмелей и пчел.)

4) В период цветения одно соцветие клевера дает 8 мг нектара.

— Сколько соцветий должна опылить пчела, чтобы собрать 1 г меда? (125 соцветий.)

— А 1 кг меда? (125 000 соцветий.)

5) Семена фасоли и лука посеяли в песчаную почву на разную глубину: 1 и 10 см соответственно.

— Что будет с этими семенами? (Чем крупнее семя, тем глубже его нужно сажать. При мелкой посадке фасоли семена могут подсохнуть и прекратить развитие, а при глубоком посеве семян лука они загнивают, так как не могут пробиться на поверхность.)

6) Нередко в зернохранилище происходит самовозгорание семян.

— В чем причина этого явления? (Если в зернохранилище попали недостаточно просушенные семена, то они начинают прорастать; при этом выделяется достаточно тепла для возгорания семян.)

4. Корень

1. Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

— Рост корня происходит за счет деления клеток в основании (на кончике) корня.

— Кончик корня покрыт клетками зоны всасывания (корневым чехликом).

— Корневой чехлик защищает от повреждения зону всасывания (деления).

— Всасывание растворов минеральных солей осуществляется с помощью корневого чехлика (корневых волосков).

— Большую часть корня занимает зона деления (проведения).

2. Расположите зоны корня в правильной последовательности, начиная с его верхушки.

1) зона всасывания

2) зона роста

3) зона проведения

4) зона деления

Ответ: 4213

3. Соотнесите название растения и тип корневой системы.

1

Стержневая

Б, В, В, Е, Ж

2

Мочковатая

А,Г,Д

A) пшеница Д) рожь

Б) одуванчик Е) картофель

B) морковь Ж) фасоль

Г) лук

Биологическая задача

Ученые взяли для опыта некоторое количество песка, глины, перегноя, минеральных солей. Все это механически перемешали и добавили немного воды.

— Можно ли приготовленную смесь назвать почвой? (Нет, в ней не хватает живых организмов.)

Блиц-опрос

— Что такое плодородие почвы? (Плодородие почвы — это способность почвы обеспечивать растения всеми необходимыми веществами.)

— Как можно его повысить? (С помощью удобрений.)

— Какие агротехнические приемы усиливают образование корней у растений? (Окучивание — придаточные корни; пикировка — придаточные и боковые корни.)

— У каких культурных растений человек использует в пищу корнеплоды? (Морковь, репа, редис.)

— Что такое корневые волоски? (Корневой волосок — боковой вырост стенки покровной ткани корня.)

— Какова их функция? (Всасывание воды с растворенными в ней минеральными солями и укрепление корня в почве.)

5. Побег

1. Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

— Почка — зачаточный стебель (побег).

— Различают верхушечные, боковые и придаточные (пазушные) почки.

— Из вегетативной (генеративной) почки развивается цветок.

— Спящие почки — это почки, которые не раскрываются до весны (раскрываются только при определенных условиях).

2. Определите на рисунке тип побега. (Прямостоячие, вьющиеся, ползучие, цепляющиеся побеги.)

3. Отметьте верные утверждения.

1) У ландыша в почве имеются и корневища и корни (да).

2) Луковица - видоизмененный побег (да).

3) Клубни развиваются на концах корней (нет).

4) Корневище — видоизмененный корень (нет).

5) Клубень и луковица участвуют в вегетативном размножении (да).

Биологические задачи

1) На 1 га поля высажено 400 шт. капусты. Каждое растение испаряло 1 л воды в сутки. Рассчитайте необходимое количество влаги для выращивания урожая на площади 100 га в течение двух летних месяцев. (100 га - 40 000 растений, 40 000 л воды в сутки. 2 месяца = 61 день = 2 440 000 л воды.)

2) Что общего у картофеля, лука, моркови? Почему морковь в этой “компании” можно считать лишней? (Общее — используются человеком, но у моркови корнеплод, а у картофеля и лука — видоизмененные подземные побеги.)

3) Хорошо известно, что растение повилика обвивается только вокруг живых растений, а хмель — вокруг столбов, беседок.

— Как это можно объяснить? (Повилика — растение-паразит.)

4) Самую большую крону имеет священный баньян, растущий с 1787 г. в ботаническом саду Калькутты. Окружность его кроны составляет 412 м, а площадь — 1,2 га.

— Что помогает поддерживать крону баньяна? (Придаточные ходульные корни.)

5) Из листьев росянки ученые выделили два вещества: конин, обладающий паралитическим действием, и муравьиную кислоту, уничтожающую гнилостные бактерии.

— Что происходит в листьях росянки благодаря этим веществам? (Росянка — насекомоядное растение, и эти вещества нужны ей для парализации и обеззараживания насекомых.)

III. Рефлексивно-оценочный этап

(Подведение итогов работы на уроке, выставление отметок.)

— На следующем уроке мы проведем биологический конкурс, к которому вам необходимо подготовиться — самостоятельно изучить тему “Минеральное питание растений и значение воды”.

Домашнее задание

Прочитать § 13 учебника.






Для любых предложений по сайту: [email protected]