Уроки биологии в 6—9 классах - 2014 год
Строение и функции кожи - ПОКРОВНАЯ СИСТЕМА. КОЖА - 9 класс
Цели урока:
обучающая: изучить строение кожи, отдельных ее слоев; сформировать представление о функциях кожи; выяснить роль кожи в механизме терморегуляции;
развивающая: развивать навыки групповой самоорганизации, умения вести диалог; развивать элементы творческой деятельности как качества мышления — интуиции, пространственного воображения, смекалки;
воспитательная: создайте условия для формирования культуры личной гигиены.
Тип урока: комбинированный.
Метод обучения: частично-поисковый.
Опорные термины, понятия: эпидермис, меланин, дерма, потовые и сальные железы, подкожная жировая клетчатка, терморегуляция.
Материалы и оборудование: таблица “Строение кожи”, электронное средство “Открытая биология” (или “Человек и его здоровье”), мультимедийный проектор, материал для составления коллажа (цветная бумага, фломастеры, маркеры, ножницы, клей, ватман).
Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:
— характеризовать особенности строения кожи, связанные с выполняемыми ею функциями; процессы, заложенные в основе терморегуляции.
- Проверка домашнего задания
Ø Деятельность учителя
Предлагает проверить знания об изученных органах выделения (задания проецируются на экран).
- Структурной и функциональной единицей почки являются: а) почечные пирамидки; б) корковые столбы; в) нефроны; г) извитые канальцы.
- К нефрону не относится: а) почечное тельце; б) извитые канальцы; в) петля нефрона; г) почечная лоханка.
- Первичная моча фильтруется в полость капсулы, так как: а) в капиллярах клубочков кровь течет под высоким давлением; б) она насыщена продуктами распада; в) артериола, приносящая кровь в клубочек, шире, чем выносящая; г) а + в.
- Вторичная капиллярная сеть: а) участвует в реабсорбции веществ; б) оплетает извитые канальцы; в) приносит кровь в капсулу; г) не содержит продуктов распада; д) а + б + в; е) а + б + г.
- Центр рефлекса мочеиспускания расположен в: а) спинном мозге; б) продолговатом мозге; в) мозжечке; г) среднем мозге.
Самоконтроль (ответы на экране).
Ø Деятельность учащихся
Выполняют задания.
Предполагаемые правильные ответы: 1 в, 2г, 3г, 4е, 5а.
- Организационный момент, постановка проблемы
Ø Деятельность учителя
Сообщает: “Мы изучили органы многих систем, все они выполняют определенные функции.
Сегодня мы познакомимся с еще одним органом. Врачи называют его зеркалом здоровья. Это своеобразный орган, отражающий процессы, происходящие в организме. Функции его многообразны, мы с ними познакомимся.
Это самый большой и наиболее доступный орган человеческого тела, мы его видим и осязаем, чего не скажешь, например, о печени или почках. Он любопытный орган, он растет изнутри и постоянно меняется. Этот орган выполняет функции танковой брони и термометра, радиатора автомобиля и выхлопной трубы”.
Дает минуту на размышление. Сообщает цели и задачи урока.
Ø Деятельность учащихся
Выдвигают собственные версии.
Записывают тему урока в рабочих тетрадях.
III. Изучение нового материала
Ø Деятельность учителя
Организует работу в группах.
Объясняет методику “Учимся вместе”. Класс разбивается на разнородные по уровню обученности группы по 7—8 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания.
Контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения учащихся между собой, способ оказания помощи друг другу.
Ø Деятельность учащихся
Формируются в группы, распределяют роли, получают задание и работают над ним.
Ø Деятельность учителя
Следит за работой в группах.
Группа № 1
- Изучить статью “Эпидермис” (§ 47 учебного пособия).
- Найти дополнительные сведения по тематике урока в электронном средстве обучения “Открытая биология”.
- Экспериментальная часть. Рассмотреть с помощью лупы тыльную поверхность кисти, определить:
— Какая ткань на поверхности кожи?
— Может ли она становиться толще на определенных участках?
- Подготовить творческое сообщение о строении и функциях эпидермиса.
- Выполнить часть коллажа “Кожа”.
Группа № 2
- Изучить статью “Собственно кожа” (§ 47 учебного пособия).
- Найти дополнительные сведения в электронном средстве обучения “Открытая биология”.
- Экспериментальная часть. Рассмотрите сначала без лупы, а потом с ее помощью кожу тыльной стороны кисти. Что вы видите? Сожмите руку в кулак. Что происходит со складками кожи в области сустава? Какое значение имеют эти складки? Оттяните кожу предплечья, затем отпустите. Какие свойства кожи вы обнаружили?
- Подготовить творческое сообщение о строении и функциях собственно кожи.
- Выполнить часть коллажа “Кожа”.
Группа № 3
- Изучить статью “Подкожная жировая клетчатка. Роль кожи в поддержании температурного гомеостаза” (§ 47 учебного пособия).
- Найти дополнительные сведения в электронном средстве “Открытая биология”.
- Экспериментальная часть. Надавите на стол предплечьем, затем локтем. В каком случае давление ощущается сильнее? Почему?
- Подготовить творческое сообщение о строении и функциях подкожной жировой клетчатки, роли кожи в поддержании температурного гомеостаза.
- Выполнить часть коллажа “Кожа”.
Ø Деятельность учащихся
Изучают статью учебного пособия.
Выполняют задания учителя.
Представление группами результатов работы.
Составление коллажа.
Ø Деятельность учителя
Творческое представление строения и функций кожи.
Ø Деятельность учащихся
Афишируют собственную работу, составляют коллективный коллаж.
- Закрепление изученного материала
Ø Деятельность учителя
Формирует общие выводы о функциях кожи.
Предлагает выполнить тест (задания проецируются на экране).
- Эпидермис состоит из: а) многослойного плоского ороговевшего эпителия; б) соединительной ткани; в) живых делящихся клеток; г) а + в.
- Меланин накапливается в: а) верхнем слое эпидермиса; б) собственно коже; в) клетках глубокого слоя эпидермиса; г) подкожной жировой клетчатке.
- Большое количество волокон содержится в: а) эпидермисе; б) собственно коже; в) подкожной жировой клетчатке; г) во всех перечисленных структурах.
- В дерме нет рецепторов: а) болевых; б) холодовых; в) слуховых; г) тепловых.
- Терморегуляция — это: а) изменение температуры внешней среды; б) образование тепла в организме; в) регулирование процессов образования и отдачи тепла; г) усиление отдачи тепла.
- Отдача тепла может уменьшаться за счет: а) рефлекторного сужения кровеносных сосудов дермы; б) увеличения количества жира в подкожной клетчатке; в) испарения пота с поверхности кожи; г) а + б.
Предлагает учащимся осуществить самоконтроль (ответы на экране).
Ø Деятельность учащихся
Понимают, что кожа выполняет защитную функцию, терморегуляторную, чувствительную, выделительную. Таким образом, кожа участвует в поддержании температурного и водно-солевого гомеостаза, осуществляет связь организма с внешней средой.
Отвечают на вопросы.
Предполагаемые правильные ответы: 1 г, 2в, 3б, 4в, 5в, 6г.
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся ответить на вопросы творческого характера:
— Почему, войдя в очень горячую ванну, мы сначала ощущаем озноб?
— Почему после принятия очень горячей ванны можно почувствовать головокружение?
— Почему человек, долго находящийся в холодной воде, синеет и дрожит?
— Мобилизуя знания из физики, объясните, почему выделение пота эффективно снижает температуру тела.
— Почему в жаркую погоду пота выделяется больше, чем мочи, а в холодную наоборот?
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на вопросы.
- Рефлексия
Ø Деятельность учителя
Задает вопросы:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как вы можете применить эти знания?
- Как вы оцениваете собственную работу на уроке?
Ø Деятельность учащихся
Оценивают результаты собственной работы на уроке.
- Домашнее задание
Ø Деятельность учителя
Предлагает выполнить следующие задания. Изучить материал § 47 учебного пособия. Ответить на вопросы к параграфу.
По желанию подготовить сообщения по темам:
- Уход за кожей.
- Роль одежды в терморегуляции.
- Гигиена кожи и мода.
Ø Деятельность учащихся
Записывают домашнее задание. Готовят дома сообщения.