Уроки биологии в 6—9 классах - 2014 год
Систематизация и обобщение знаний по темам Тип Плоские черви, Тип Круглые черви, Тип Кольчатые черви - СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ - 8 класс
Цели урока:
обучающая: систематизировать и обобщить знания учащихся о внутреннем и внешнем строении представителей типов Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви;
развивающая: развивать умение давать общую и сравнительную характеристику типам Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви;
воспитательная: воспитывать умения взаимодействовать и работать на общий результат.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма проведения: урок-конкурс.
Методы обучения: информационно-обобщающие, словесные, наглядные, игровые методы обучения.
Формы деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.
Опорные термины, понятия: кожно-мускульный мешок, паренхима, гермафродит, половой диморфизм, кутикула, метанефридии, ганглии, поясок.
Материалы и оборудование: таблицы “Тип Плоские черви”, “Тип Круглые черви”, “Тип Кольчатые черви”, рельефная таблица “Внутреннее строение дождевого червя”.
Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать па данном уроке:
— называть основные признаки плоских, круглых, кольчатых червей; черты приспособленности паразитических червей к жизни и других организмах;
— характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности свободноживущих и паразитических плоских, круглых и кольчатых червей; циклы развития паразитических червей;
— обосновывать значение кольчатых червей в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;
— распознавать представителей типов среди живых и фиксированных натуральных объектов, а также на рисунках, таблицах, фотографиях в других пособиях;
— применять знания о строении и жизнедеятельности организмов для борьбы с паразитическими плоскими и круглыми червями;
— соблюдать правила профилактики заражения гельминтозными заболеваниями.
- I. Подготовительный этап
Ø Деятельность учителя
Делит класс на команды. Команды должны быть равнозначны по силам. В каждой команде выбирается капитан.
Для проведения первого тура раздает учащимся листы бумаги, на которых те будут писать ответы на проверочную работу.
Ø Деятельность учащихся
Выбирают капитанов команд.
- Проведение конкурса
Ø Деятельность учителя
I тур — проверочная работа.
Объясняет задание. Предлагает учащимся выполнить по вариантам проверочную работу (за этот конкурс выставляется максимально 5 баллов).
Вариант 1
- Кто изображен на рисунке?
- Дайте определение понятию “промежуточный хозяин”.
- Нервная система кольчатых червей состоит из:
а) спинной и брюшной нервных цепочек;
б) окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки;
в) окологлоточного кольца и спинной нервной цепочки;
г) сети нервных клеток.
- Опишите приспособления к паразитическому образу жизни, имеющиеся у плоских паразитических червей.
- После дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность. Какова причина этого явления?
Вариант 2
- Кто изображен на рисунке?
- Дайте определение понятию “финна”.
- Выделительные органы кольчатых червей:
а) протонефридии;
б) метанефридии;
в) фагоцитарные клетки;
г) очки.
- Важный продукт питания человека — мясо, однако употребляют его только после специальной кулинарной обработки. Почему необходима такая обработка мяса?
- Дождевые черви живут в норках, которые роют во влажной почве, в сухой же почве они сплетаются в клубок. Какое значение имеет в жизни дождевых червей это явление?
Ø Деятельность учащихся
Выполняют письменно задания.
Предполагаемые правильные ответы варианта 1:
- Серпула.
- Организм, в котором проходит определенный период развития личинки, возможно бесполое размножение, но в данном случае не происходит полового размножения.
- б.
- Имеется кутикула, которая защищает от переваривания; они имеют крючки, присоски для удерживания; огромная плодовитость; обоеполые животные; имеют аэробный тип дыхания развитие происходит со сменой хозяина.
- Появление дождевых червей на поверхности после дождя вызвано сильным увлажнением почвы, что затрудняет нормальное дыхание червей.
Предполагаемые правильные ответы варианта 2:
- Медицинская пиявка.
- Стадия развития ленточных червей.
- б.
- При кулинарной обработке улучшается вкус мяса, оно легче переваривается, уничтожаются личинки и яйца паразитических червей, которые могут находиться в нем, например финны бычьего и свиного цепней.
- Образование клубка из дождевых червей в сухой почве имеет защитное значение. При этом сохраняется влажность их кожи. Поддерживание влажности кожи необходимо для дождевых червей, поскольку они дышат через поверхность только влажной кожи.
Ø Деятельность учителя
II тур — проведение конкурса.
Конкурс 1. “Выбирай паспорт” (3 балла).
Объясняет условия. Проводит жеребьевку между командами, выдает три жетона: “плоские черви”, “круглые черви”, “кольчатые черви”. В соответствии с жеребьевкой команды выполняют задание “Чей признак?” (необходимо из перечня признаков выбрать только те, которые характеризуют данных червей).
- Двусторонняя симметрия.
- Кожно-мускульный мешок.
- Эктодерма.
- Эндодерма.
- Мезодерма.
- Кровеносная система.
- Семенники.
- Звездчатые клетки с ресничками.
- Дыхательная система.
- Финна.
- Вторичная полость.
- Анальное отверстие.
- Усики.
- Жабры.
- Яичники.
- Членики.
- Сегменты.
- Нервная система.
- Глаза.
- Параподии.
- Щетинки.
- Окологлоточное нервное кольцо.
- Кольцевые мышцы.
- Продольные мышцы.
Ø Деятельность учащихся
Участники команд выбирают из предложенного перечня признаки, относящиеся к тому типу, который выпал им по жеребьевке.
Предполагаемые правильные ответы:
Плоские черви — 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 15, 16, 23, 24.
Круглые черви — 1, 2, 3, 4, 5, 7, 12, 15, 22, 24.
Кольчатые черви — 1, 2, 3, 4, 5, 7, 11, 12, 15, 17, 18, 22, 23, 24.
Малощетинковые — 21.
Многощетинковые — 13, 14, 19, 20, 21.
Ø Деятельность учителя
Конкурс 2. “Решение творческих биологических задач” (10 баллов).
Объясняет условия.
- В Средней Азии достаточно широко был распространен круглый червь — ришта. Это паразит человека, вызывающий сильные подкожные нарывы. Промежуточным хозяином ришты является пресноводный рачок циклоп. Предложите наиболее эффективные способы борьбы с риштой.
- Существуют круглые черви, микроскопические личинки которых вызывают слоновую болезнь. Взрослые черви закупоривают лимфатические сосуды, их стенки утолщаются, возникает застой лимфы. В тропических и субтропических областях, где активно борются с малярией, эта болезнь практически не встречается. Чем это можно объяснить?
- Ленточные черви бычий и свиной цепни встречаются практически на всех материках и крупных островах, т. е. являются животными-космополитами. С чем связано их широкое географическое распространение?
Ø Деятельность учащихся
Каждая команда получает творческую задачу и в течение 5 минут обдумывает ответ. Далее по очереди команды рассказывают свои варианты.
Ø Деятельность учителя
Конкурс 3. “Подбери правильные слова” (6 баллов).
Объясняет условия.
Вместо точек подберите соответствующие слова.
- Тело планарий снаружи покрыто ...
- Сосальщики удерживаются внутри протоков печени при помощи ...
- Тело ленточных червей состоит из большого числа ...
- Мускулатура ресничных червей образована кольцевыми, продольными и ... слоями мышц.
- Цепни питаются готовой переваренной хозяином пищей, всасывая ее через ...
- Кишечник круглых червей начинается ротовым отверстием и заканчивается ...
- Дыхание у паразитических червей ...
- Организмы, в которых развиваются личинки паразитических червей, называют ...
- Организмы, в которых живут взрослые черви, называют ...
- Нервная система кольчатых червей состоит из окологлоточного нервного кольца и ...
- Кровеносная система кольчатых червей ... типа.
- Круглые черви — раздельнополые животные с выраженным ...
Ø Деятельность учащихся
Командам отводится по 5 минут. По истечении времени команды по очереди отвечают. Побеждает та команда, которая больше всех дала правильных ответов.
Предполагаемые правильные ответы:
- Эпителием с ресничками.
- Присосок.
- Члеников.
- Косыми.
- Поверхность тела.
- Анальным отверстием.
- Бескислородное.
- Промежуточными хозяевами.
- Хозяевами.
- Брюшной нервной цепочки.
- Замкнутого.
- Половым диморфизмом.
Ø Деятельность учителя
Конкурс 4. “Зашифрованное слово” (2 балла).
Объясняет условия.
Предлагает учащимся составить из слогов термины и объяснить их значение.
1-я команда: ты-гер-фро-ма-ди.
2-я команда: дии-ри-ме-неф-та.
3-я команда: дии-ра-па-по.
Ø Деятельность учащихся
На конкурс отводится 3 минуты.
Предполагаемые правильные ответы:
- Гермафродиты.
- Метанефридии.
- Параподии.
Ø Деятельность учителя
Конкурс 5. “Рассказ-небылица” (10 баллов).
Объясняет условия.
На доске написан рассказ-небылица, в котором учащиеся должны найти, объяснить и исправить 8 ошибок.
“Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем! Мы занимались окучиванием, поливом, прополкой сорняков, выбирали из почвы дождевого червяка, чтобы он не повредил корни огородных растений. После работы в огороде мы тщательно мыли руки с мылом. Ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печеночных сосальщиков, а это очень опасные паразиты человека! А однажды на бабушкину капусту напали белые планарии и стали объедать сочные нежные листья. Мы всех червей и личинок собрали и уничтожили. Поработали летом на славу, а осенью урожай собрали небывалый!”
Ø Деятельность учащихся
Участники команд ищут ошибки в тексте и готовят объяснения этих неточностей.
Ø Деятельность учителя
Конкурс 6. “Верю — не верю” (5 баллов).
Объясняет условия.
Читает предложения, которые одновременно могут быть отражены на мониторе компьютера, а команды должны посоветоваться в группе и решить, можно или нельзя верить тому или иному суждению. Предупреждает команды, что исправлять значки нельзя.
- Тело кольчатых червей состоит из множества сегментов.
- У кольчатых червей кожно-мускульный мешок.
- Все черви живут в почве.
- Среди плоских, круглых и кольчатых червей нет паразитических форм.
- Органы выделения кольчатых червей — метанефридии.
- Все черви — гермафродиты.
- Нервная система кольчатых червей цепочечного типа.
- У плоских, круглых и кольчатых червей есть кровеносная система.
- Большинство кольчатых червей дышат всей поверхностью тела, но у некоторых на параподиях имеются специальные кожные выросты — жабры.
- Круглые черви — раздельнополые животные.
Ø Деятельность учащихся
Команды записывают ответы на бланке ответов, используя значки: кружок — верю, треугольник — не верю.
Предполагаемые правильные ответы:
- Да.
- Да.
- Нет.
- Нет.
- Да.
- Нет.
- Да.
- Нет.
- Да.
- Да.
III. Подведение результатов
Ø Деятельность учителя
Проанализировав результаты конкурса, определяет заинтересованность учащихся, уровень усвоения материала. В заключение констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, подводит окончательный итог конкурса и выставляет оценки.
Ø Деятельность учащихся
Учащиеся согласно рейтингу проводят анализ набранных баллов за урок-конкурс.
- Рефлексия
Ø Деятельность учителя
В конце урока предлагает учащимся заполнить карточку, в которой нужно указать свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на уроке.
Ø Деятельность учащихся
Заполняют карточку, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на уроке. Сдают карточки учителю.
- Домашнее задание
Ø Деятельность учителя
Предлагает перерисовать шапку таблицы “Сравнительная характеристика червей” в рабочих тетрадях и заполнить ее дома.
Признаки |
Плоские черви |
Круглые черви |
Кольчатые черви |
Органы передвижения |
Нет |
Нет |
Щетинки или параподии |
Типы мышц |
Поперечные, продольные и диагональные |
Продольные мышцы |
Кольцевые и продольные |
Полость тела |
Отсутствует, заполнена клетками паренхимы |
Первичная |
Вторичная, сегментированная |
Кутикула |
Нет |
Кутикула толстая |
Кутикула тонкая |
Пищеварительная система |
Замкнутая |
Сквозная с анальным отверстием |
Сквозная, усложненная |
Дыхательная система |
Кожное дыхание |
Кожное дыхание |
Кожное, могут быть жабры |
Кровеносная система |
Нет |
Нет |
Замкнутая кровеносная система |
Нервная система |
Стволовая лестничная |
Стволовая лестничная |
Стволовая, окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка |
Половая система |
Гермафродиты |
Раздельнополые |
Раздельнополые и гермафродиты |
Ø Деятельность учащихся
Заполняют дома таблицу.