Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток - БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, развивающего обучения.
Формируемые УУД: к. — самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; р. — самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; п. — выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; л. — формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности.
Планируемые результаты: научиться называть части клетки по рисункам учебника; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
Оборудование: учебник, плакат “Клетка”, микроскопы (по числу групп), готовые микропрепараты, кусочки арбуза или апельсина, листы бумаги формата А4 голубого или желтого цвета, вырезанные органоиды клетки для аппликации (количество комплектов по числу групп).
Предварительная подготовка к уроку: учитель делит класс на группы по четыре человека, столы в классе расставляют соответствующим образом.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.) Сегодня мы будем работать в малых группах. Начнем урок с проверки домашнего задания, затем при помощи микроскопа рассмотрим, из чего состоят живые организмы.
II. Проверка домашнего задания
(Ученики в парах по очереди показывают друг другу и называют части микроскопа, изображенного на рисунке в рабочей тетради (с. 12), характеризуют их функции, рассказывают правила работы с микроскопом. Учитель контролирует выполнение задания.)
III. Работа по теме урока
1.Слово учителя
Наша планета населена многочисленными организмами, по подсчетам ученых, их более 2 млн видов. Несмотря на многообразие растений, животных, грибов, бактерий, биологи нашли черты сходства их строения. Вы знаете, что каждый объект состоит из деталей. Тела живых объектов также состоят из деталей-клеток.
Все живые организмы состоят из клеток. Если клетка одна — организм называется одноклеточным, а если много — многоклеточным. В многоклеточном организме одинаковые клетки объединяются в ткани. Большинство клеток малы, и их смогли обнаружить и рассмотреть, когда был изобретен микроскоп, а это случилось в XVII в. Но есть и клетки гиганты, они видны без увеличения. Разломив дольку апельсина или кусочек мякоти арбуза, мы увидим множество частичек, из которых они состоят. Это и есть клетки.
(Учитель просит, чтобы каждый ученик подошел, взял кусочек арбуза или апельсина и вернулся к своей парте или подошел к окну и рассмотрел его стоя, затем принес обратно на стол учителя. Этот этап можно совместить с физкультминуткой.)
Клетки растений, животных и грибов могут быть различными по размеру и форме, но все они имеют одинаковые основные части.
Каждая часть необходима, так как выполняет нужную всей клетке роль. Клеточная мембрана покрывает клетку снаружи, защищает се и помогает соединяться с соседними клетками.
(Демонстрация на плакате.)
У растений мембрана покрыта еще твердой клеточной стенкой — это наружный скелет клетки. Под мембраной всю полость клетки занимает полужидкая цитоплазма, а в ней располагаются мелкие клеточные части. В клетке есть полости - вакуоли, которые содержат запасные или ненужные клетке вещества. Чем старше клетка, тем крупнее вакуоли. Если клетка имеет цвет, то это цвет сока из вакуоли.
2.Работа в группах
(Ученики рассматривают клетки с помощью микроскопа, зарисовывают и подписывают вес части клетки, которые смогут увидеть. Затем каждая группа изготавливает аппликацию клетки по рис. 16 учебника, сравнивает с увиденным в микроскоп.)
III. Рефлексивно-оценочный этап
(Учитель проверяет работы и оценивает их, комментирует и исправляет ошибки и недочеты. Обязательно хвалит за успехи. Листы с аппликациями каждой группы учитель собирает и использует их на следующем уроке как наглядные пособия при объяснении нового материала.)
Домашнее задание
Прочитать § 5 (до раздела “Ткани организмов”).