Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей - БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
Формируемые УУД: коммуникативные (к.) — слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные (р.) — самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; познавательные (п.) — выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; личностные (л.) — формировать знание основных принципов отношения к живой природе; формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.
Планируемые результаты: понимать значение природы в жизни человека; знать определения науки биология, биологических наук; научиться составлять сравнительный рассказ о древних и современных людях; называть задачи, стоящие перед учеными- биологами; называть основные принципы и правила отношения к живой природе.
Оборудование: учебник (Биология. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. М.: Вентана-Граф), полоска бумаги с написанными разным цветом частями слова “биология”, магнитная или интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент
(Знакомство. Учитель представляется ученикам и для создания дружеской атмосферы может рассказать о своих увлечениях.
Затем учитель просит представиться всех учеников, называя свои увлечения короткими предложениями.)
II. Работа по теме урока
1.Слово учителя
(Учитель рассказывает о кабинете для занятий: о растениях, наглядных пособиях, правилах поведения на уроке и перемене.)
Друзья, посмотрите, как много растений в кабинете. У каждого их них своя история. Вот это растение кабинету подарили выпускники школы, когда были такими же пятиклассниками, как вы. Оно вместе с ними росло и становилось умнее. Если бы оно могло говорить, вероятно, рассказало бы нам много интересного. А это растение мы подобрали на улице поздней осенью. Оно почти замерзло. Мы ухаживали за ним, лечили, и теперь оно радует нас своими цветами.
(Обязательно нужно сказать о режиме проветривания и уборки кабинета.)
Для нашего здоровья очень важно регулярно убирать и проветривать кабинет. При проветривании воздух в кабинете обогащается кислородом, температура воздуха немного понижается, влажная уборка очищает и увлажняет поверхности и воздух, а это положительно отражается на работе человеческого организма.
(После этого учитель перечисляет то, что ученики должны иметь на уроках: учебник, рабочую тетрадь, карандаши, дневник. Тетрадь и учебник необходимо обернуть обложкой. Затем проводится небольшая физкультминутка, в ходе которой можно проверить готовность учеников к уроку.)
— Встаньте, возьмите в руки учебник и поднимите его высоко над головой, вытяните шею и посмотрите на учебник. Положите его на стол.
— Возьмите в руки тетрадь, держите ее на вытянутых руках перед собой и присядьте пять раз. Положите тетрадь на парту.
— Крепко обнимите дневник и немного попрыгайте.
— А теперь возьмите ручки и карандаши в разные руки, вытянутые в разные стороны, и двигайте их, скрещивая перед собой. Такое движение выполните пять раз.
— Сядьте за парты, закройте глаза, выровняйте дыхание и сосчитайте до семи.
2.Беседа, работа по учебнику
Давно, тысячи лет назад, человек был совсем не похож на людей современных. Внешний вид, поведение, ежедневные занятия — все отличало его от нас с вами. В суровых условиях жили те люди: холод или жара, часто голод, ядовитые растения, нападение
страшных животных, болезни, темнота, неизвестность. Природа устрашала человека, но в то же время кормила его и одевала, закаляла и давала новые полезные знания.
— Откройте учебник на с. 5, рассмотрите рис. 1 и сравните людей, изображенных на двух рисунках, между собой и с человеком современным.
(Ученики поднимают руки и высказываются, а учитель, в случае необходимости, наводящими вопросами обращает внимание детей на строение головы и тела, одежду, занятия, оружие и орудия. Ученики составляют короткие сравнительные рассказы.)
— Итак, мы видим, что древние люди отличаются от нас с вами. А можем ли мы определить, кто ближе к природе: древние или современные люди? Почему вы так считаете? (Ответы детей.)
3.Игра
(Учитель называет признаки и действия. Если он говорит о современных людях, руку поднимают девочки, если о древних людях — мальчики.)
•Одеваются в шкуры животных (древние люди).
•Ездят на поезде (современные люди).
•Охотятся при помощи копья (древние люди).
•Сушат варежки на теплых печках (современные люди).
•Собирают ягоды (древние люди и современные люди).
•Жгут костры и мусорят (современные люди).
•Живут в пещерах (древние люди).
•Приручили собаку и лошадь (древние люди).
•Сажают сады и леса (современные люди).
•Ловят рыбу (древние люди и современные люди).
•Внешне похожи на обезьян (древние люди).
Молодцы! Вы заметили, что некоторые признаки и действия присущи как древним, так и современным людям. Это нас сближает. Древние люди — наши далекие предки. Обнаруживая разные находки и совершая открытия, человек всегда учился, приспосабливался, копил знания. Постепенно все знания превращались в науки. Науки помогают нам жить комфортнее, проще, но мы все равно остаемся частью природы. А чтобы дружить с природой, нужно ее знать, понимать и любить. На уроках биологии мы с вами и будем изучать природу.
4.Составление схемы
— Вслушайтесь в слово “биология”. Оно произошло от греческих слов биос — “жизнь” и логос — “учение”. Значит, биология — это... (наука о природе).
(Для наглядности во время беседы можно прикрепить на магнитную доску полоску бумаги с написанными разным цветом частями слова “биология” или вывести это слово на интерактивной доске.)
— Запишите слово “биология” в тетрадях.
Но биология имеет целую “семью” биологических наук. Давайте с ними немного познакомимся.
(Учитель записывает названия биологических наук, обращает внимание учеников на грамматику написания и рассказывает о том, что изучает каждая наука. На доске и в тетрадях появляется схема.)
БИОЛОГИЯ
Зоология Ботаника Микология Микробиология Экология
(Далее учитель просит под каждым названием нарисовать какой-нибудь объект, характеризующий данную науку. Например: зоология — рыбка, ботаника — растение, микология — гриб и т. д.)
III.Рефлексивно-оценочный этап
(Учитель вместе с учениками подводит итоги урока.)
•Человек — часть природы.
•Человек с древних времен и до сегодняшнего дня познает окружающий его мир, природу.
•Человек создал науки.
•Чтобы дружить с природой, нужно ее знать, понимать и любить.
•Наука о живой природе — биология.
•Биология имеет целую семью биологических наук.
Домашнее задание
1.Прочитать § 1, пересказать, ответить на вопросы в конце параграфа.
2.По рисункам параграфа составить рассказ на тему “Природа и человек”.