Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017
Обобщение и систематизация знаний по теме Биология - наука о живом мире - БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ
Тип урока: урок развивающего контроля.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
Формируемые УУД: к. — самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; р. — составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; п. — выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; л.— формировать научное мировоззрение и мотивацию к дальнейшему изучению биологии.
Планируемые результаты: научиться оценивать свои достижения.
Оборудование: учебник, три комплекта карточек для конкурса “Потерянные буквы”, три конверта с разрезанным изображением микроскопа, рисунки тканей с подписанными названиями, листы белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры или восковые мелки.
Предварительная подготовка к уроку: учитель заранее прослушивает доклады учеников, вносит необходимые коррективы.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Работа по теме урока
1.Доклады учеников
Друзья! У нас сегодня необычный урок. Мы с вами завершаем первую и очень важную тему: “Биология — наука о живом мире”. По этому случаю к нам в гости пришли великие естествоиспытатели, они расскажут о себе и своих открытиях.
(Рассказы ведутся от первого лица. Рассказчики сменяют друг друга. Если у слушателей возникают вопросы, они задают их, а “ученые” отвечают. Учитель при необходимости помогает.)
2.КВН
(Учитель делит класс на три команды: первая команда — естествоиспытатели, вторая и третья — слушатели. Каждая команда должна выбрать название и капитана. Учитель ведет игру и на доске записывает счет. Физкультминутку на данном уроке можно не проводить.)
Конкурс “Блицопрос”
(Работает вся команда. Учитель задает вопросы, тот, кто знает ответ, поднимает руку. За один правильный ответ команда получает один балл.)
1.Как называется наука, которая изучает живые организмы? (Биология.)
2.Перечислите основные признаки живого. (Обмен веществ, движение, рост, развитие, размножение, раздражимость.)
3.Какие методы изучения живой природы вы знаете? (Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование. )
4.Какие приборы используют для изучения клеток? (Лупу, микроскоп.)
5.Какое вещество можно обнаружить с помощью йода? (Крахмал.)
6.Какова роль белков в организме? (Строительная, транспортная, двигательная.)
7.Какое вещество останется, когда костер прогорит? (Минеральные соли.)
8.Что такое клетка? (Основная структурная единица живого организма, которая способна воспроизводить новые клетки путем деления надвое.)
9.Перечислите типы тканей животных. (Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.)
10.Перечислите типы тканей растений. (Образовательная, основная, покровная, проводящая, механическая.)
11.Что изучает наука микология? (Грибы.)
12.Где находится объектив микроскопа? (На нижнем конце тубуса.)
13.Из каких веществ состоят тела живых организмов? (Из органических и неорганических.)
14.Какие вещества относятся к неорганическим? (Вода и минеральные соли.)
15.Какие вещества относятся к органическим? (Углеводы, белки, жиры.)
Конкурс “Потерянные буквы”
(Работает вся команда. Каждой команде выдаются узкие полоски бумаги, на которых написаны только гласные буквы. Нуж
но отгадать слово и записать его на листе бумаги. Команда, которая первой правильно выполнит задание, получает пять баллов, второй — два балла, третья — один балл.)
Карточки для первой команды: е — а — а (мембрана), я — о (ядро).
Карточки для второй команды: е — а — а (мембрана), и — о — а — а (цитоплазма).
Карточки для третьей команды: е — а - а (мембрана), а — у — о (вакуоль).
Конкурс капитанов
(Каждому капитану выдается конверт с разрезанной фотографией с изображением микроскопа. Нужно сложить картинку и рассказать о назначении данного прибора. Тот, кто первый справится с заданием, получает пять баллов, второй — два балла, третий — один балл.)
Конкурс “Моделирование”
(Работает вся команда. Каждой команде выдается изображение ткани с подписанным названием. Команда должна изобразить эту ткань, задействовав всех членов команды. Можно взять покровную (эпителиальную) ткань, нервную ткань, соединительную (хрящевую) ткань. Команда, которая первой справится с заданием, получает пять баллов, второй — два балла, третьей — один балл.)
II. Рефлексия
(Подведение итогов игры, выставление оценок.)