Биология - Индивидуально-групповая деятельность - Поурочные разработки 5—6 классы 2017
Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений - Процессы дыхания, передвижения веществ и выделения в организмах - Жизнедеятельность организмов - 6 класс - Биология - Индивидуально-групповая деятельность
Задачи урока:
• расширить знания учащихся об обмене веществ на основе формирования понятия о выделении как его составной части;
• познакомить учащихся с особенностями процесса выделения у растений, листопадом;
• научить учащихся определять значение выделения в жизни растений;
• формировать у учащихся познавательный интерес к изучению жизнедеятельности растений.
Планируемые результаты, обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с процессом выделения как составной частью обмена веществ; учатся определять значение выделения в жизни организмов, в том числе растений; овладевают умением объяснять роль корней, устьиц, листьев в удалении продуктов обмена веществ из растительного организма.
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за жизнедеятельностью растений, учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах жизнедеятельности растений в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.
Основные понятия урока: выделение, листопад.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении особенностей удаления продуктов обмена веществ у растений, определение целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по отношению к растениям.
Деятельность учителя:
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель вместе с учениками формулирует основные цели и задачи урока.
II. Актуализация и проверка знаний
Учащиеся сообщают учителю о результатах самоконтроля. (Самоконтроль усвоения изученного материала внутри группы проводится по вопросам в конце параграфа учебника или по вопросам в инструктивной карточке.) Учитель может сам проконтролировать усвоение материала учащимися в одной из групп.
III. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя: образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности организмов, их удаление в окружающую среду (беседа на основе актуализации знаний о питании, дыхании и транспорте веществ в организме).
2. Рассказ учителя: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, опавшие листья, устьица. Листопад, его причины (беседа). Учитель вводит понятие “устьица”, сообщая учащимся, что с их строением и функционированием они познакомятся в 7 классе.
3. Контроль за работой групп (работа учащихся по инструктивной карточке). Во время самостоятельной работы учитель может вызвать 2—3 учащихся для индивидуальной беседы по ранее изученному материалу.
IV. Закрепление знаний
Фронтальная беседа с дополнениями и уточнениями учителя об образовании конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности организмов, их удалении из растений.
V. Подведение итогов
Учитель даёт указания по дальнейшей работе, характеризует работу каждой группы, возможна индивидуальная оценка наиболее активно работавших учеников.