Биология - Индивидуально-групповая деятельность - Поурочные разработки 5—6 классы 2017
Особенности строения клеток. Пластиды - Строение и процессы жизнедеятельности клетки - Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов - 5 класс - Биология - Индивидуально-групповая деятельность
Задачи урока:
• сформировать представления о пластидах, хлоропластах;
• продолжить формирование умения работать с микроскопом;
• продолжить формирование умения готовить микропрепараты, находить основные части клетки на микропрепарате и в таблице, схематически изображать строение клетки.
Планируемые результаты, обучения:
Предметные: у учащихся формируется представление о пластидах и хлоропластах; школьники учатся готовить микропрепараты, рассматривать их в микроскоп и схематически изображать строение клетки.
Метапредметные: учащиеся учатся выполнять лабораторную работу по инструктивной карточке и оформлять её результаты, выделять существенные признаки строения клетки.
Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы и проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового.
Основные понятия урока: пластиды, хлоропласты.
Деятельность учащихся: приготовление микропрепаратов и изучение их под микроскопом, схематическое изображение строения клеток в тетради, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при работе в группе и обсуждении результатов лабораторной работы.
Деятельность учителя:
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель вместе с учениками формулирует основные цели и задачи урока.
II. Актуализация и проверка знаний
Учащиеся сообщают учителю о результатах самоконтроля. (Самоконтроль усвоения изученного материала внутри группы проводится по вопросам в конце параграфа учебника или по вопросам в инструктивной карточке.) Учитель может сам проконтролировать усвоение материала учащимися в одной из групп.
III. Изучение нового материала
Учитель контролирует работу учащихся по инструктивной карточке в группах, проверяет правильность приготовления микропрепаратов, при необходимости оказывает помощь. На усмотрение учителя (особенно если не хватает оборудования) в группе приготавливается по одному микропрепарату клеток листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника. Важно, чтобы в приготовлении микропрепаратов участвовали все учащиеся группы.
IV. Закрепление знаний
1. Проверка правильности выполнения лабораторных работ и их оформления в рабочей тетради.
2. Фронтальная беседа по вопросам.
— В клетках каких организмов находятся пластиды?
— Как называются пластиды, окрашенные в зелёный цвет? Какую функцию они выполняют?
— Какую окраску, кроме зелёной, могут иметь пластиды? (Решение о целесообразности введения понятий “хромопласты” и “лейкопласты” в 5 классе принимает сам учитель.)
V. Подведение итогов
Учитель даёт указания по дальнейшей работе, характеризует работу каждой группы, возможна индивидуальная оценка наиболее активно работавших учеников.
Учитель по своему усмотрению может проверить и оценить результаты лабораторной работы у всех или у нескольких учащихся из разных групп.