Биология - Индивидуально-групповая деятельность - Поурочные разработки 5—6 классы 2017
Поведение - Технологическая карта темы - Регуляция жизнедеятельности организмов - 6 класс - Биология - Индивидуально-групповая деятельность
Задача урока: сформировать у учащихся первоначальные представления о поведении организмов, о различных формах поведения в зависимости от уровня организации организмов.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с видами поведения животных; учатся определять значение поведения в жизни организмов.
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью организмов.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности животных и растений.
Основное понятие урока: поведение.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении особенностей поведения животных.
Деятельность учителя:
Ход урока
I. Организационный момент
II. Учитель вместе с учениками формулирует основные цели и задачи урока.
II. Актуализация и проверка знаний
Учащиеся сообщают учителю о результатах самоконтроля. (Самоконтроль усвоения изученного материала внутри группы проводится по вопросам в конце параграфа учебника или по вопросам в инструктивной карточке.) Учитель может сам проконтролировать усвоение материала учащимися в одной из групп.
III. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя: поведение — свойственный всем живым организмам комплекс двигательных реакций в ответ на раздражение, приспособительный характер поведения (объяснение учителя с элементами беседы).
2. Рассказ учителя о врождённом поведении (объяснение учителя с использованием примеров -— язык поз у волков, церемония приветствия у гусей, ухаживание у рыб и др.).
3. Рассказ учителя о приобретённом поведении. Адаптация поведения животных и человека к изменяющимся условиям с использованием опыта — научение (объяснение учителя с элементами беседы о научении путём выработки условных рефлексов, путём привыкания, методом проб и ошибок).
4. Учитель контролирует работу учащихся в группах, при необходимости оказывает им помощь. (Самостоятельная работа учащихся по инструктивным карточкам в группах.)
IV. Закрепление знаний
Фронтальная беседа о поведении организмов с дополнениями и уточнениями учителя.
III. Подведение итогов
Учитель даёт указания по дальнейшей работе, объясняет требования к сообщению о домашнем животном, согласует с каждой группой тему сообщения, характеризует работу каждой группы, возможна индивидуальная оценка наиболее активно работавших учеников.