Общие методические рекомендации - Биология - Индивидуально-групповая деятельность

Биология - Индивидуально-групповая деятельность - Поурочные разработки 5—6 классы 2017

Общие методические рекомендации - Биология - Индивидуально-групповая деятельность

В современных условиях развития общественно-экономических отношений выпускник школы должен самостоятельно определять своё место в жизни. Поэтому наряду с глубокими знаниями ему потребуются инициатива, предприимчивость, самостоятельность мышления. Он должен постоянно совершенствовать свои знания, всегда находиться в познавательном поиске, чтобы быть конкурентоспособным и занять своё место в быстро меняющемся мире. Для формирования этих черт личности огромное значение имеет характер познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Нельзя сформировать активную, самостоятельно мыслящую личность, если все знания ученик получил в готовом виде, а задачи решает по шаблону чётко усвоенных алгоритмов.

Современные требования, поставленные перед школой ФГОС, указывают на необходимость разработки методической системы, в которой разумно сочетается педагогическое управление с инициативой, познавательной активностью и самостоятельностью учащихся. Данная система должна предоставлять учителю возможность в каждом конкретном случае находить оптимальное соотношение репродуктивной и творческой познавательной деятельности учащихся и при этом быть посильной для учащихся и не требовать больших трудозатрат от учителя.

Анализ многолетней работы по организации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, а также обобщение опыта учителей показали, что важным звеном педагогической системы должна стать коллективная деятельность учащихся. Специальные исследования показали, что коллективная учебно-познавательная деятельность учащихся способствует развитию их познавательной активности и самостоятельности, оказывает положительное влияние на формирование приёмов умственных действий, умений самостоятельной работы. Она существенно изменяет и характер деятельности учителя, усиливая его ведущую роль как организатора и руководителя учебно-познавательной деятельности учащихся.

В связи с этим современная методическая система обучения учащихся должна базироваться на следующих принципиальных положениях:

— в процессе обучения центральное место отводится познавательной деятельности ученика, а не информационно-объяснительной деятельности учителя;

— преподавание должно стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся;

— учитель должен быть не столько источником информации, сколько наставником в её поиске и осмыслении, в постановке задач и организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

— приоритетом должно стать самостоятельное приобретение и применение учащимися полученных знаний и умений, а не усвоение и воспроизведение готовых знаний;

— развитие учащихся в первую очередь должно происходить в ходе обсуждения информации, результатов эксперимента, дискуссий, проведения исследований в процессе коллективной деятельности, а не в результате использования знаний, полученных в готовом виде, и их механического заучивания.

Эффективность организации коллективной познавательной деятельности учащихся в учебном процессе наглядно проявляется лишь в том случае, когда она является не эпизодическим явлением, а системой в работе учителя и учащихся.

При этом следует отметить, что при организации коллективной познавательной деятельности не только не отрицается индивидуальная и фронтальная работа учащихся, но и, наоборот, она поднимается на более высокий уровень. Каждый ученик в группе индивидуально выполняет определённую работу, затем обсуждает изученный материал с другими членами группы. В ходе общения происходит взаимообмен усвоенными знаниями, их коррекция и контроль. В то же время в ходе совместной деятельности быстрее и результативнее решаются сложные познавательные задачи, что приводит к более интенсивному и эффективному протеканию процесса познания.

При коллективной деятельности в ходе фронтальной работы принимают участие не отдельные ученики, как это происходит при традиционной методике, а учащиеся всей группы. При этом в каждой группе идёт активный поиск ответов на поставленные вопросы. Ответ одной группы может дополняться, корректироваться учениками из других групп. Между группами возникает здоровый дух соревнования, который стимулирует инициативу и активность учащихся внутри групп. Таким образом происходит общение учащихся внутри группы и между группами.

Следует отметить, что методика групповой работы, предлагаемая нами, имеет существенные отличия от широко применявшегося в 1920-х гг. лабораторно-бригадного метода.

Во-первых, для предлагаемой нами системы характерно сочетание групповой, индивидуальной и фронтальной познавательной деятельности учащихся.

Во-вторых, основной процесс познания, усвоения учебного материала, его контроль и коррекция происходят в ходе групповой работы, но оценка знаний, умений и навыков индивидуальна для каждого ученика. Поэтому мы считаем, что такую систему организации учебного процесса следует рассматривать как индивидуально-групповую познавательную деятельность учащихся.

Для управления деятельностью учащихся в группах учитель разрабатывает Инструктивную карточку. На начальных этапах организации работы учащихся по индивидуально-групповой методике Инструктивная карточка должна иметь более подробное содержание. В ней целесообразно указывать номера параграфов, страниц, иллюстраций, которые должны изучить учащиеся, это формирует у школьников умение работать с книгой и текстом, что крайне важно для самостоятельного получения знаний. При дальнейшем изучении тем по индивидуально-групповой методике в инструкциях даётся общий план работы, а также сложные вопросы, на которые учащиеся должны ответить в ходе самостоятельного изучения. Следует обратить внимание на последовательность выполнения заданий учащимися. В работе должны принимать участие все ученики. Важно также, чтобы для них стало правилом переходить к следующему вопросу или заданию лишь после выполнения предыдущего.

Изучение учебного материала в ходе индивидуально-групповой деятельности школьников не предусматривает специальных домашних заданий. Весь материал должен быть, как правило, проработан на уроках. Но если группа работала на уроке недостаточно интенсивно, то учащиеся должны проработать неизученные вопросы самостоятельно, чтобы не нарушать общий ритм работы класса.

Использование современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) значительно повышает эффективность процесса обучения при индивидуально-групповой методике при условии, что учитель в каждом конкретном случае определяет место и оптимальное сочетание ИКТ с другими средствами обучения в учебном комплексе, а компьютерная программа для самостоятельной работы учащихся адаптирована под учебник и включает упражнения, познавательные задачи, выполнение которых позволит учащимся более глубоко и осмысленно усвоить изучаемый материал.

При индивидуально-групповой организации познавательной деятельности важно подготовить учащихся к восприятию и осмыслению изучаемого материала. Школьники должны чётко понимать, какие знания и умения им необходимо усвоить в результате самостоятельного изучения материала. Они должны также представлять перспективу своей деятельности на несколько уроков вперёд. Поэтому единицей учебного процесса в данной методике является не урок, а целая учебная тема. При этом следует отметить, что при индивидуально-групповой методике организации учебного процесса урок выступает уже не столько формой обучения, сколько временным отрезком, отведённым на организацию учебного процесса в ходе изучения определённой темы. К данным урокам бывает трудно, а иногда и невозможно применить понятие “тип урока”. На таких занятиях остаются неизменными и обязательными два структурных элемента, связанных с деятельностью учителя: организационный момент и подведение итогов. Так как организация работы внутри группы происходит независимо от других групп, то структурные элементы урока в привычном для нас понимании могут не совпадать и быть различными. При изучении темы обычно выделяется несколько этапов.

1- й этап — инструктаж, вводная беседа или лекция, в ходе которых учитель раскрывает наиболее важные идеи, положения и понятия темы, обращает внимание на внутри- и межпредметные связи, а также на мировоззренческие вопросы; формулирует познавательные и проблемные задачи, которые учащимся придётся решать в процессе изучения материала.

Особое внимание на этом этапе следует уделить мотивации учащихся на формулирование цели и задач предстоящей учебно-познавательной деятельности, поиск нужной информации, проектирование и реализацию своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за её результат. Учитывая, что, как правило, на этот этап выделяется всего 15—20 минут, деятельность учителя должна быть чёткой и хорошо продуманной.

2- й этап — самостоятельная работа школьников с последующим обсуждением её результатов внутри каждой группы (рефлексия). Как правило, работа проводится по инструкции, разработанной учителем. При составлении инструкции должны быть учтены особенности учащихся класса и состав групп, специфика изучаемого материала, наличие различных средств обучения. Важно предусмотреть работу не только с учебником, но и с натуральными объектами, проведение наблюдений, постановку и демонстрацию опытов, просмотр видеофильмов и использование других дидактических средств обучения. При проведении самостоятельной работы учитель и отдельные сильные ученики могут выступать в роли консультантов. Таким образом, на втором этапе особое внимание уделяется реализации предметных, мета- предметных и личностных результатов, предусмотренных общим образовательным стандартом. В ходе этой работы у учащихся целенаправленно происходит формирование важнейших компонентов коммуникативных, регулятивных и познавательных видов универсальных учебных действий.

Как показала практика, в начале урока перед самостоятельной работой учащихся целесообразно выделить время на проверку того, как усвоен материал предыдущего урока. Проверку организует старший группы по вопросам, которые изучались на прошлом уроке. Возможен взаимоконтроль в парах внутри группы. Если методика групповой работы стала для учеников привычным видом организации учебного процесса, то целесообразно время от времени поручать старшим групп проконтролировать усвоение материала учащимися в других группах. Например, старший первой группы осуществляет контроль в третьей группе, старший третьей группы — во второй, старший второй — в четвёртой, старший четвёртой группы проверяет усвоение материала в первой и т. д. После проверки старшие групп сообщают учителю о результатах.

3- й этап — систематизация и коррекция знаний. Учитель проверяет, как усваивается школьниками изучаемый самостоятельно материал. При необходимости он поправляет учащихся, вносит дополнения и уточнения, выявляет полноту усвоенных знаний и способность учащихся использовать их на практике. На этом этапе не только происходит промежуточный контроль и коррекция знаний учащихся, но и устанавливается обратная связь, позволяющая учителю критически осмыслить результаты руководства познавательной деятельностью учащихся, дать рекомендации учащимся при подготовке к заключительному контрольно-обобщающему уроку и, если это необходимо, внести в него соответствующие коррективы.

При проведении контроля и коррекции знаний учащихся на данном этапе учитель может использовать различные методические приёмы организации работы учащихся в группе. Это может быть фронтальный опрос по подготовленным вопросам, которые учитель считает наиболее значимыми и сложными в этой теме. Важно, чтобы после того, как вопрос был задан, он был обсуждён в группе, и только потом ответ на него был заслушан.

Учитель может вызвать любого ученика из группы для ответа. Если ответ недостаточно полный, его могут дополнить товарищи по группе. При необходимости учитель уточняет и исправляет ответы учащихся, сообщает дополнительные сведения, предлагает различные познавательные задачи. Учитель оценивает ответ ученика и даёт характеристику работы группы в целом. При таком подходе возникает взаимоответственность членов группы.

На уроке систематизации и коррекции знаний можно вместо беседы предложить каждой группе подготовить сообщение по определённому вопросу. В этом случае в начале урока каждая группа получает от учителя вопрос, на который она должна за 7—10 минут подготовить полный и чёткий ответ. Отвечать должны обязательно все члены группы: начинает один ученик, продолжает другой, затем - третий и т. д. Ученики должны использовать при ответе таблицы и другие наглядные пособия. Учитель и учащиеся других групп при этом внимательно выслушивают ответ и, если необходимо, дополняют и уточняют его. Опыт показывает, что такой приём особенно эффективен в 5—6 классах, так как приучает ребят, особенно слабых, давать полные и логически правильно выстроенные ответы.

4- й этап — заключительный. Он включает обобщение и оценку достижений школьников при изучении данной темы. Заключительный урок по теме проводится как контрольно-обобщающий. Учитель задаёт классу вопрос и даёт 1—2 минуты на обсуждение ответа в группах. Если группа готова к ответу, один из учеников поднимает руку. Это значит, что любой член данной группы готов к ответу на вопрос. Учитель по своему выбору выслушивает ответ одного из членов группы, и если он неполный, то предлагает дополнить его товарищам из той же группы и лишь потом ученикам из других групп. При подготовке к уроку учителю необходимо сформулировать по материалам всей темы вопросы, требующие рассуждений, сравнений, обобщений. Желательно, чтобы вопросы вызывали дискуссию внутри группы. Это позволяет включить в творческий процесс каждого члена группы и поддерживает интерес к работе в течение всего урока. Если же преобладают вопросы репродуктивного характера, требующие лишь воспроизведения материала учебника, интерес к уроку быстро исчезает, так как из-за отсутствия творческой деятельности теряется смысл в коллективном поиске ответа.

Контрольно-обобщающий урок может быть проведён в виде семинара, конференции или защиты членами группы учебного проекта.

В заключение урока учитель вместе с учениками обсуждает и оценивает работу как каждой группы в целом, так и отдельных учащихся.

По результатам работы каждый ученик получает две оценки. Первая одинакова для всех членов группы, она характеризует итог работы группы на протяжении изучения всей темы. Вторая индивидуальна для каждого ученика, отражает его успехи при изучении материала темы.

Если ученик не удовлетворён своей оценкой за индивидуальную работу, то он может её исправить, сдав зачёт в назначенное учителем время.

При организации индивидуально-групповой познавательной деятельности учитель имеет возможность применять весь арсенал форм, методов, средств обучения, включая современные ИКТ.

Следует отметить, что формирование универсальных учебных действий и рефлексия учащихся осуществляются на всех этапах индивидуально-групповой деятельности.

В ходе работы по индивидуально-групповой методике у учителя вырабатываются подходы к организации учебного процесса с учётом его индивидуальных черт характера, особенностей учащихся каждого класса, специфики дисциплины, материала каждой темы и материально-технической базы.

Но есть положения, которые необходимо выполнять при организации индивидуально-групповой познавательной деятельности.

Состав группы при изучении темы должен быть постоянным. Ученики могут переходить из одной группы в другую по согласованию с учителем только после окончания изучения темы. Наблюдения показали, что оптимальной по количеству является группа из 5—7 человек. На начальном этапе организации индивидуально-групповой познавательной деятельности успешнее работают группы смешанного состава (гетерогенные), в которые входят сильные, средние и слабые ученики.

Учащиеся сами оценивают работу группы в целом и каждого ученика в отдельности. Но ученики должны знать, что последнее слово остаётся за учителем. Учитель может согласиться с оценкой результатов своей работы учащимися, а может и не согласиться, но в этом случае он должен чётко объяснить, с чем и почему не согласен.

Ученики должны знать, какой объём материала им необходимо усвоить при изучении темы и сколько времени на это отводится. Поэтому Инструктивная карточка разрабатывается на всю тему.

Учитель ещё до составления Инструктивной карточки должен определить, какой материал будет дан в готовом виде, а какой учащиеся должны будут изучить в ходе самостоятельной работы. При определении соотношения репродуктивной и творческой познавательной деятельности необходимо учитывать не только уровень познавательной самостоятельности учащихся, но и особенности изучаемого материала. Нецелесообразно предлагать учащимся самостоятельно изучать материал, который требует механического запоминания.

Обобщение и оценку знаний учащихся целесообразно проводить на 4—6 уроках. Это даёт возможность своевременно ликвидировать пробелы в подготовке учащихся. Если на изучение материала темы предусматривается значительно больше времени, то её целесообразно разбить на две или более подтемы.

Специальные исследования показали, что интенсивность и эффективность учебного процесса при индивидуально-групповой методике повышается, а утомляемость учащихся уменьшается за счёт более комфортного психологического и эмоционального климата при работе. При индивидуально-групповой работе психологическое напряжение учащихся значительно ниже, каждая группа выбирает свой темп работы, в ходе общения происходит смена видов деятельности. В случае утомления ученик может расслабиться на несколько минут, не боясь получить замечание от учителя. Важно также то, что при правильной организации индивидуально-групповой работы практически не возникает конфликтных ситуаций. У учащихся формируются умения самостоятельной работы и универсальные учебные действия. Интерес и ответственность за результаты совместной работы в группе способствуют формированию у учащихся положительной мотивации к обучению, научного мировоззрения, осознанию важности изучения биологии и активного участия каждого человека в охране окружающей среды. Деятельность учителя как основного организатора на уроке заключается в чётком отборе и применении форм, методов и средств обучения, позволяющих реализовать цели и задачи учебно-воспитательного процесса с учётом конкретных условий, в которых он протекает. Поэтому учителю необходимо решать вопросы по организации познавательной деятельности учащихся на каждом уроке как при изучении определённой темы, так и при изучении всего курса в целом. Следует учитывать, что при индивидуально-групповой методике структурным звеном является не урок, а изучаемая тема. Поэтому в процессе организации учебно-познавательной деятельности важно учесть следующие основные моменты:

— разработку инструкции для учащихся;

— организацию группы;

— управление работой групп на уроках в течение изучения темы;

— отбор материала, который целесообразно дать в готовом виде;

— разработку заданий для самостоятельной работы в группе;

— наличие обратной связи;

— систематизацию и коррекцию знаний;

— обобщение и итоговый контроль.

Результатом детального анализа темы должна стать Технологическая карта темы, в которой будут отражены цели, задачи, результаты обучения, а также деятельность учителя на каждом уроке.

На основе Технологической карты учитель разрабатывает Инструктивную карточку для самостоятельной работы учащихся.

В пособии даётся один из возможных вариантов организации индивидуально-групповой познавательной деятельности учащихся на уроках биологии в 5—6 классах по УМК “Линия жизни”. Каждый учитель с учётом конкретных условий преподавания может внести необходимые изменения и дополнения. Например, сделать Инструктивную карточку для учащихся более подробной, добавить в неё дополнительные задания или, если есть необходимая материально-техническая база в кабинете биологии, усилить долю ИКТ в учебном процессе.

При изучении первой темы1 “Введение. Биология как наука” учебный процесс организуется с учётом подготовки учащихся к работе по индивидуально-групповой методике. Это учтено в Технологической карте. В ней предусмотрена организация работы учащихся в парах, а также взаимодействие учащихся между собой. Но организация самостоятельной работы учащихся по Инструктивной карточке при изучении данной темы ещё не проводится.

1 Единицей учебного процесса в данной методике является не урок, а целая учебная тема, поэтому главы в пособии обозначены как темы. Названия тем совпадают с главами учебника.






Для любых предложений по сайту: [email protected]