УРОКИ БИОЛОГИИ 5-6 классы - Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - 2012 год
Организм - единое целое - Регуляция жизнедеятельности организмов - разработка урока
Задачи урока:
• обобщить и систематизировать знания о строении и жизнедеятельности организмов различных царств, о взаимосвязи строения и функций клеток, тканей и органов;
• продолжить формирование умения устанавливать связь между строением и функциями клеток, тканей, органов и систем органов;
• подвести учащихся к выводу о том, что организм — это целостная биологическая система.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся обобщают и систематизируют знания о многоклеточном организме, его целостности; устанавливают взаимосвязь клеток, тканей, органов в многоклеточном организме; у них продолжается формирование естественно-научной картины мира и развиваются представления о единстве органического мира.
Метапредметные: учащиеся учатся обобщать и систематизировать полученные знания.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности у организмов, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к живой природе, происходит осознание необходимости бережного отношения к природе и её охраны.
Основные понятия урока: целостность организма, клетки, ткани, органы, системы органов.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради.
Ход урока
I. Актуализация знаний о строении живой клетки, процессах её жизнедеятельности; об особенностях строения тканей, связанных с их функциями; об органах и системах органов животных и человека (беседа с демонстрацией микропрепаратов тканей животных; показ фрагментов видеофильма “Ткани животных и человека”).
II. Изучение нового материала
1. Основные процессы жизнедеятельности в организмах бактерий, грибов, растений, животных и человека.
2. Взаимосвязь клеток, тканей, органов, систем органов в организме животных и человека (беседа с элементами рассказа; демонстрация рисунков, таблиц).
3. Согласованность процессов синтеза органических веществ в клетке и их использования при дыхании — основа её целостности (рассказ учителя с элементами беседы).
4. Согласованность в работе систем органов в организме млекопитающего животного и человека — основа его целостности (рассказ учителя с элементами беседы и обсуждение рисунка 99 учебника).
5. Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности организма как основа осуществления связи между системами органов (рассказ учителя с элементами беседы; демонстрация таблиц).
III. Закрепление материала об организме как едином целом (самостоятельная работа по заданию “Докажите, что животные — целостные организмы”).
IV. Домашнее задание
1. Изучить § 41.
2. Выполнить задания 2, 3 к уроку 26 в рабочей тетради.
3. Повторить § 36—41.