УРОКИ БИОЛОГИИ 5-6 классы - Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - 2012 год
Обмен веществ - главный признак жизни - Жизнедеятельность организмов - разработка урока
Задачи главы:
• сформировать представления об обмене веществ как важнейшем признаке жизни, о способах питания организмов (автотрофном и гетеротрофном), о транспорте веществ и усложнении транспортной системы животных в процессе эволюции в связи с повышением их уровня организации;
• раскрыть роль дыхания в обеспечении организма энергией, необходимой для его жизнедеятельности;
• научить учащихся ставить простейшие опыты и проводить наблюдения за живыми организмами.
Планирование главы
Урок 1. Обмен веществ — главный признак жизни.
Урок 2. Почвенное питание растений.
Урок 3. Удобрения.
Урок 4. Фотосинтез.
Урок 5. Значение фотосинтеза.
Урок 6. Питание бактерий и грибов.
Урок 7. Гетеротрофное питание. Растительноядные животные.
Урок 8. Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения.
Урок 9. Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных.
Урок 10. Дыхание растений.
Урок 11. Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений.
Урок 12. Передвижение веществ у животных.
Урок 13. Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений.
Урок 14. Выделение у животных.
Урок 15. Обобщающий урок.
Урок 1. Обмен веществ - главный признак жизни
Задачи урока:
• актуализировать знания учащихся об отличиях живых тел (организмов) от тел неживой природы;
• сформировать представления об обмене веществ как наиболее важном признаке жизни;
• раскрыть составные процессы обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их транспорт, выделение;
• обосновать значение энергии для живых организмов.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с обменом веществ как основным признаком живых организмов; учатся выделять существенные признаки обмена веществ у живых организмов; обосновывать значение энергии для живых организмов.
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать, классифицировать, учатся работать с разными источниками информации.
Личностные: у учащихся формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для них объектов.
Основные понятия урока: обмен веществ, образование веществ, разрушение веществ, использование энергии организмами.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении характерных особенностей обмена веществ как главного признака жизни.
Ход урока
I. Повторение изученного в 5 классе
На первом уроке повторяется материал о многообразии живой природы, обсуждаются отличительные признаки живой и неживой природы.
II. Изучение нового материала
1. Обмен веществ между организмом и окружающей средой. Обмен веществ — основной признак, без которого невозможна жизнь (рассказ учителя с элементами беседы).
2. Поступление в организм веществ из окружающей среды, их преобразование и освобождение энергии, необходимой каждой клетке организма (беседа; демонстрация таблицы “Использование энергии организмом”).
3. Роль обмена веществ в осуществлении связи между органами, между организмом и окружающей средой (беседа).
4. Сходство процессов обмена веществ у всех организмов — доказательство их родства и единства органического мира (беседа с дополнениями и уточнениями учителя).
III. Закрепление материала об обмене веществ как главном признаке живых организмов (выполнение задания 5 к уроку 1 в рабочей тетради с дальнейшим обсуждением выполненной работы).
IV. Домашнее задание
1. Изучить § 23 учебника, ответить на вопросы в конце параграфа.
2. Разделить параграф на смысловые части и дать название каждой из них.