Биология - наука о живой природе - Введение. Биология как наука - разработка урока

УРОКИ БИОЛОГИИ 5-6 классы - Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - 2012 год

Биология - наука о живой природе - Введение. Биология как наука - разработка урока

Введение. Биология как наука

Задачи главы:

• сформировать у учащихся представления о предмете “Биология”, о значении биологии для человека;

• познакомить учащихся с основными отличиями живого от неживого;

• раскрыть роль живых организмов в природе и жизни человека;

• сформировать представление о царствах живой природы.

Планирование главы:

Урок 1. Биология — наука о живой природе.

Урок 2. Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии.

Урок 3. Разнообразие живой природы.

Урок 4. Среды обитания организмов.

Урок 5. Экскурсия “Разнообразие живых организмов.

Осенние явления в жизни растений и животных”.

Урок 1. Биология - наука о живой природе

Задачи урока:

• познакомить учащихся с новым предметом — биологией, раскрыть особенности содержания курса, выяснить, какие задачи решает биология;

• сформировать у учащихся представления о биологии как науке, изучающей живые организмы;

• раскрыть роль живых организмов в природе и жизни человека, показать практическое значение биологии;

• познакомить учащихся с новым учебником, его методическим аппаратом, правилами работы и требованиями учителя.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся узнают об основных отличительных признаках живой природы, о биологии как науке, изучающей живые организмы, о роли организмов в природе и жизни человека, о биосфере как особой оболочке Земли, о практической ценности биологических знаний.

Метапредметные: учащиеся осваивают основные приёмы работы с учебником.

Личностные: учащиеся осознают жизнь как уникальную особенность, ценность биологических знаний в жизни человека и своей жизни, оценивают роль биологии как науки в жизни общества.

Основные понятия урока: биология, биосфера.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками и учителем при обсуждении практической ценности биологических знаний.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Беседа учителя с учащимися о биологии как науке о жизни, об известных им живых организмах и их разнообразии (привлечение знаний, полученных в начальной школе, использование вопросов рубрики “Вспомните”).

II. Изучение нового материала

1. Урок строится на основе изучения содержания учебника биологии. На первом уроке биологии учитель:

1) знакомит учащихся с новым предметом — биологией, её задачами и практическим значением биологических знаний;

2) раскрывает основные особенности нового для учащихся учебника биологии и принцип работы с ним;

3) акцентирует внимание учащихся на том, что успешное изучение биологии невозможно без использования дополнительной литературы: научно-популярных книг, материалов Интернета, периодической печати и других источников знаний;

4) объясняет важность фиксации личных достижений. Для этого предлагает ученикам с первых уроков создать личную папку — портфолио, в которую ребята будут собирать работы, демонстрирующие их успехи: сообщения, проекты, рисунки, фотографии, грамоты, отзывы учителей и т. п.

2. Обсудить условия, необходимые для существования и развития жизни на Земле (рассказ учителя, работа с текстом параграфа, с. 6, после рисунка. Раскрыть понятие “биосфера” (работа с рисунком 3 на с. 7, рассказ учителя с элементами беседы).

3. Обсудить, в чём заключается ценность биологических знаний для человека (рассказ учителя с элементами беседы).

III. Домашнее задание

1. Изучить статьи “Как работать с учебником” и “Полезные советы” (с. 3—4), а также памятку о составлении плана параграфа на с. 9.

2. Изучить § 1, составить план параграфа (задание 8 к уроку 1 в рабочей тетради).

3. Ответить на вопросы 1—3.

4. Выполнить задание 3.






Для любых предложений по сайту: [email protected]