Основные абиотические факторы среды и их значение для живой природы

Биология 10 класс - поурочные разработки

Основные абиотические факторы среды и их значение для живой природы

Цель урока:

· Обуч. Сформировать у учащихся представление о разнообразии абиотических факторов среды, об особенностях реакции организма на воздействие этих факторов.

· Развив. Научить школьников приводить примеры, иллюстрирующие ответные реакции организма на воздействие этих абиотических факторов внешней среды.

· Воспит. Убедить школьников в том, что каждый организм находится под комплексным воздействием разнообразных экологических факторов и характеризуется приспособленностью к ним.

Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.

Орг. момент. План урока.


Методы контроля знаний.

1. Перечислите задачи экологии

2. Назовите экологические факторы и дайте им характеристику.

3. Действие факторов на организм (пример - человек).


Основная часть.

Климат является главным фактором внешней среды. Основными компонентами климата является - свет, температура, влажность(абиотические факторы).

Световые лучи:

· Ультрафиолетовые;

· Видимые;

· Инфракрасные.

Различные животные могут по-разному реагировать на свет, что тесно связано с их образом жизни:

· наступление периода размножения у птиц;

· суточные и сезонные ритмы у растений и животных;

· подготовка к перелетам у птиц;

· наступление стадии покоя у насекомых;

· начало цветения у растений;

· изменение интенсивности процесса фотосинтеза у растений, а также их скорости роста и развития.

Световые условия изменяются в зависимости от времени суток и времени года. Отсюда изменение суточной и сезонной активности у животных.

Реакция живых организмов на длину светового дня называется фотопериодизмом.

На жизнедеятельность различных организмов очень серьезно влияет температурный фактор. Его воздействие может выражаться в следующем:

· ускорение или замедление темпов эмбрионального развития у рыб, земноводных, пресмыкающихся и других животных;

· увеличение или уменьшение двигательной активности;

· наступление периода летней или зимней спячки;

· изменение интенсивности питания;

· активизация или ослабление процессов дыхания;

· наступление периода размножения;

· начало сокодвижения у растений.

· увеличение или уменьшение срока прорастания у семян

Верхний температурный предел жизни - 45-50 градусов тепла. При температуре выше 50 градусов начинается разрушение белка.

ХОЛОДНОКРОВНЫЕ:

· Понижение температуры воздуха;

· Увеличение теплопотери;

· Понижение температуры тела;

· Торможение процессов окисления органических веществ в клетках тела;

· Уменьшение количества свободной энергии, выделяющейся в единицу времени:

- снижение двигательной активности;

- снижение интенсивности дыхания и выделения;

- отказ от корма.

СПЯЧКА

ТЕПЛОКРОВНЫЕ:

· Понижение температуры воздуха;

· Увеличение теплопотери;

· Активизация процессов питания и дыхания;

· Ускорение окислительных процессов в клетках организма:

- увеличение количества свободной энергии, выделяемой в единицу времени;

- компенсация увеличившихся теплопотерь;

- сохранение постоянства температуры тела и высокого уровня двигательной активности;

- относительная независимость от температуры окружающей среды.

Третьим важным экологическим фактором является влажность. Роль этого фактора в жизни растений, животных, грибов связана с тем, что вода:

· входит в состав клеточных структур;

· растворяет многие вещества;

· терморегуляция в организме;

· образует внутриклеточную среду.

Низкая влажность воздуха и почвы:

· уменьшение площади листовой пластинки;

· видоизменение листьев в колючки;

· уменьшение количества устьиц;

· листопад;

· запасание воды с последующим экономным использованием;

· плотные покровы;

· восковой налет;

· развитая корневая система.

Приспособления у животных:

· активный поиск водоемов;

· экономное расходование воды;

· образование воды в процессе разложения жира;

· регуляция процессов испарения;

· ночной образ жизни и пониженная активность в жаркий период;

· рытье нор.

Приспособление животных к перенесению засухи могут быть поведенческими, морфологическими, физиологическими, а значит весьма разнообразными.


Физминутка.


Методы контроля знаний, проверка понимания.

1 вариант – свет;

2 вариант – температура;

3 вариант - влажность.

«Снежный ком». Набор основных понятий по теме.


Итоговый контроль. Анализ урока. Д/3 П. 20.






Для любых предложений по сайту: [email protected]